Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ (Ц) 01 ИСТОРИЯ РОССИИ
по специальности:
43.02.17 Технология индустрии красоты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СГ (Ц) 01 ИСТОРИЯ РОССИИ
(56 ч.)
2025
2
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный
техникум»
по специальности СПО 43.02.17 Технология индустрии красоты
Разработчик:
Браилко Наталья Васильевна - преподаватель
3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
4
РАБОЧЕЙ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ «СГ.ХХ. ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина СГ (Ц) 01 ИСТОРИЯ РОССИИ является обязательной частьюсоциальногуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности:
43.02.17 Технология индустрии красоты
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории России
как истории Отечества, ее основных вехах, а также воспитание базовых национальных
ценностей уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет также историкопросвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите
исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации
исторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в её практической
направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле
воспитания гражданина России. Дисциплина способствует формированию патриотизма и
гражданственности как важнейших направлений воспитания обучающихся.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания:
ОК 01,
ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК Х. 1 – 4, ПК Х. 2 – 4, ПК Х. 3 - 4, ПК Х 4 - 4
5
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС
СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций.
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать
способы
решения задач
профессиональн
ой деятельности
применительно
к различным
контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные1
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность
инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
сформировать знания об (о):
- обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и
институтов; основах социальной
динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности; перспективах
развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской
Федерации;
- человеке как субъекте общественных
отношений и сознательной
деятельности; особенностях
социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в
области науки, культуры,
экономической и финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе
государственной политики поддержки
конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в
современной экономике;
- системе права и законодательства
Российской Федерации;
- владеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
различать существенные и
несущественные признаки понятий,
определять различные смыслы
многозначных понятий,
классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при
анализе и оценке социальных явлений,
для ориентации в социальных науках и
при изложении собственных суждений
и построении устных и письменных
1
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции
12.08.2022 №732)
6
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации, и
информационны
е технологии
для выполнения
задач
профессиональн
ой деятельности
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
и способность их использования в
познавательной и социальной
практике
В области ценности научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной практики, основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию
информации
различных
видов
и
форм
представления;
- создавать тексты в различных
7
высказываний;
- владеть умениями формулировать на
основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по
определенным проблемам с точки
зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных
наук для объяснения явлений
социальной действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил здорового
образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и
явлений на основе предложенных
критериев;
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации
и влиянии массовых коммуникаций на
все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая
официальные публикации на интернетресурсах государственных органов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера, публикации
в средствах массовой информации;
осуществлять поиск социальной
информации, представленной в
различных знаковых системах,
извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести
целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать
обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в
информационном сообщении, выделять
факты, выводы, оценочные суждения,
мнения;
- сформированность навыков
оценивания социальной информации, в
том числе поступающей по каналам
ОК 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональн
ое и личностное
развитие,
предпринимател
ьскую
деятельность в
профессиональн
ой сфере,
использовать
знания по
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации,
информационной безопасности
личности
В области духовно-нравственного
воспитания:
-- сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения,
ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
8
сетевых коммуникаций, владение
умением определять степень
достоверности информации; владение
умением соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую
оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
- уметь определять связи социальных
объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем;
сформированность представлений о
методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные
методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том
числе социологические опросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации личности
в современных условиях, сознании,
познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной
деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой
сферах;
- отношениях, направлениях
социальной политики в Российской
Федерации, в том числе поддержки
семьи, государственной политики в
сфере межнациональных отношений;
структуре и функциях политической
системы общества, направлениях
государственной политики Российской
Федерации;
- владеть умениями проводить с опорой
на полученные знания учебноисследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных
проектов, презентаций, творческих
работ социальной и
междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые
ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и
ОК 04.
Эффективно
взаимодействов
ать и работать в
коллективе и
команде
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного
решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения по
их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при
осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать
конфликты
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять
9
тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о
финансах и бюджетном регулировании
при пользовании финансовыми
услугами и инструментами;
использовать финансовую информацию
для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и
способов их снижения;
сформированность гражданской
ответственности в части уплаты налогов
для развития общества и государства
- использовать обществоведческие
знания для взаимодействия с
представителями других
национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав и
осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в
том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения
личной гражданской позиции;
осознание значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационнокоммуникационных технологий в
решении различных задач
ОК 05.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию
на
государственно
м языке
Российской
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека
В области эстетического
воспитания:
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать
различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во
всех сферах жизни;
- распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием
языковых средств
1
0
- владеть умениями проводить с опорой
на полученные знания учебноисследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных
проектов, презентаций, творческих
работ социальной и
междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые
ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на
основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по
определенным проблемам с точки
зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных
наук для объяснения явлений
социальной действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил здорового
образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и
явлений на основе предложенных
критериев
ОК 06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрироват
ь осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческ
их ценностей, в
том числе с
учетом
гармонизации
межнациональн
ых и
межрелигиозны
х отношений,
применять
стандарты
антикоррупцион
ного поведения
- осознание обучающимися
российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской
Федерации, исторических и
национально-культурных традиций,
формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
- принятие традиционных
национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять
идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность вести совместную
деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с
социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
1
1
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии
основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и
влиянии массовых коммуникаций на все
сферы жизни общества; глобальных
проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного
общества, в том числе тенденций
развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных
отношений и сознательной
деятельности;
особенностях социализации личности в
современных условиях, сознании,
познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной
деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой
сферах;
значении духовной культуры общества
и разнообразии ее видов и форм;
экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе
государственной политики поддержки
конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в
современной экономике;
роли государственного бюджета в
реализации полномочий органов
государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах
принятия бюджетных решений;
социальных отношениях, направлениях
социальной политики в Российской
Федерации, в том числе поддержки
семьи, государственной политики в
сфере межнациональных отношений;
структуре и функциях политической
системы общества, направлениях
государственной политики Российской
Федерации;
конституционном статусе и
полномочиях органов государственной
власти;
системе прав человека и гражданина в
Российской Федерации, правах ребенка
многонационального народа России;
- ценностное отношение к
государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России
в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися
межпредметные понятия и
универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике, готовность к
самостоятельному планированию и
осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к
участию в построении
индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности
1
2
и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских,
семейных, трудовых, налоговых,
образовательных, административных,
уголовных общественных отношений;
системе права и законодательства
Российской Федерации;
2) уметь характеризовать российские
духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни,
патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм
морали и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия,
справедливости, коллективизма,
исторического единства народов
России, преемственности истории
нашей Родины, осознания ценности
культуры России и традиций народов
России, общественной стабильности и
целостности государства;
3) владеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
различать существенные и
несущественные признаки понятий,
определять различные смыслы
многозначных понятий,
классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при
анализе и оценке социальных явлений,
для ориентации в социальных науках и
при изложении собственных суждений
и построении устных и письменных
высказываний;
4) владеть умениями устанавливать,
выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов,
включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества,
приводить примеры взаимосвязи всех
сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований
в различных сферах жизни российского
общества; характеризовать функции
социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов
в системе российского
законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений
с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о
методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные
методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том
числе социологические опросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование;
6) владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая
официальные публикации на интернетресурсах государственных органов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера, публикации
в средствах массовой информации;
осуществлять поиск социальной
информации, представленной в
различных знаковых системах,
извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести
целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать
обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в
информационном сообщении, выделять
факты, выводы, оценочные суждения,
мнения;
7) владеть умениями проводить с
опорой на полученные знания учебноисследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных
проектов, презентаций, творческих
работ социальной и
междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые
ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие
знания для взаимодействия с
представителями других
национальностей и культур в целях
1
3
успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав и
осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в
том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения
личной гражданской позиции;
осознание значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационнокоммуникационных технологий в
решении различных задач;
9) владеть умениями формулировать на
основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по
определенным проблемам с точки
зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных
наук для объяснения явлений
социальной действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил здорового
образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и
явлений на основе предложенных
критериев;
10) готовность применять знания о
финансах и бюджетном регулировании
при пользовании финансовыми
услугами и инструментами;
использовать финансовую информацию
для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и
способов их снижения;
сформированность гражданской
ответственности в части уплаты налогов
для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания
социальной информации, в том числе
поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением
определять степень достоверности
информации; владение умением
1
4
ПК Х. 1 – 4
ПК Х. 2 – 4
ПК Х. 3 - 4
ПК Х 4 - 4
Должен уметь:
выделять
факторы,
определившие
уникальност
ь
становления
духовнонравственныхценностей в России;
анализировать,
характеризовать,
выделятьпричинноследственные
связи
ипространственновременные характеристики
историческихсобытий,
явлений,
процессов
свремен образования
Древнерусскогогосударства до
настоящего времени;
анализировать
историческую
информацию,
руководствуясь принципами
научной
объективности
и
достоверности,
с
целью
формирования
научно
обоснованного
понимания прошлого и настоящего
России;
защищать
историческую
1
5
соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую
оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно
оценивать и принимать решения,
выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы
противодействия коррупции;
определять стратегии разрешения
социальных и межличностных
конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей,
экономической рациональности и
финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного
поведения, осознавать опасность
алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической
ответственности, в том числе для
несовершеннолетних граждан
Должен знать:
ключевые события, основные
даты и исторические этапы развития
России до настоящего времени;
выдающихся
деятелей
отечественной истории, внесших
значительный вклад в социальноэкономическое,
политическое
и
культурное развитие России;
традиционные
российские
духовно-нравственные ценности;
роль и значение России в
современном мире
правду, не допускать умаления
подвига российского народа по
защите Отечества;
демонстрировать
готовность
противостоять
фальсификациям
российской истории
- демонстрировать уважительнок
отношение
к
историческому
наследию
и
социокультурным
традициям Российского государства
1
6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы элективного
курса
56
в т.ч. в форме практической подготовки
36
в т. ч.:
теоретическое обучение
14
Самостоятельных работ
4
Консультаций
2
1
7
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, акад. ч. /
в том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
Содержание учебного материала
История гимна и флага России. Становление духовных основ России.
Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов
России и единство российской цивилизации. Пространство России и его
геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские
инновации и устремленность в будущее
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
Содержание учебного материала
Экспансия католичества против православия. Русь и Орда. Агрессия
Запада: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский – выбор
пути.
4
Собирание русских земель вокруг Москвы. Обретение независимости
Руси от Орды. Иван IV – Россия становится царством
Содержание учебного материала
2
Тема 1. «Россия –
священная наша
держава»
Тема 2. От Руси до
России: выбор
пути, обретение
независимости и
становление
единого
государства
Тема 3. Смута и её
1
8
2
2
4
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ОК 01, ОК 02, ОК
преодоление
Земские соборы – народное представительство и волеизъявление.
Причины, ход и последствия Смутного времени.
2
4 ноября – смысл Дня народного единства, как объединения народов
России против внутреннего раскола и иностранной интервенции.
Зарождение гражданского и патриотического самосознания в ходе
народного
Ополчения
2
1
9
03, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
2
0
Тема 4.
Восстановление
единства русского
народа:
объединение
Великой и Малой
Руси
Содержание учебного материала
Угнетение православных русских людей в составе Литвы, Польши, Речи
Посполитой. Борьба запорожских казаков под руководством Богдана
Хмельницкого за православную веру и единство с Россией.
Тема 5. Пётр
Великий.
Строитель
великой империи
Содержание учебного материала
Консолидация Петром I внутренних сил России с целью ее выхода на
широкую мировую арену. Внутренние реформы для развития
производительных сил страны и укрепления военной безопасности.
Строительство великой империи: цена и результаты. Продолжение
освоения Сибири и Дальнего Востока: история русских открытий в
сравнении с колониальными захватами западных стран
4
Тема 6. Екатерина
II: продолжатель
великих дел
Петра I
Содержание учебного материала
Просвещённый абсолютизм в России. Решение национальных задач:
присоединение
Крыма,
освоение Новороссии,
воссоединение
Правобережья Днепра и Белоруссии с Россией. Противоречия развития
науки и культуры с существующим крепостным правом
2
4
2
Спасение Малороссии Великой Россией: Земский собор 1653 г.,
Переяславская Рада 1654 г., Русско-польская война 1654-1667 гг.
Тема 7. От победы Содержание учебного материала
2
1
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
4
ОК 01, ОК 02, ОК
над Наполеоном Роль России в спасении Европы от экспансии наполеоновской Франции.
до
Крымской Истоки патриотизма народов страны. Расширение границ и статуса
войны
великой державы России в первой половине XIX в.
«Восточный вопрос». Крымская война, как попытка Запада нанести
«стратегическое поражение» России. Память о героях обороны
Севастополя. Итоги Крымской войны: Великие реформы Александра II,
модернизация страныпри Александре III
Тема 8.
империи
Гибель Содержание учебного материала
Русская революция 1905-1907 гг. – начало либерального эксперимента
над исторической Россией. Первая мировая война и её уроки: герои
сражений и мобилизация страны.
От Февраля к Октябрю 1917 года: как свергали царя, но сломали
государство. Гражданская война: крах идеи
2
2
2
2
4
2
2
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
Тема
9.
От
великих
потрясений
к
Великой Победе
Тема 10. «Вставай,
страна огромная»
Тема 11. В буднях
великих строек
Тема
12.
перестройки
кризису,
От
к
от
мировой революции, но возрождение инстинкта национального
самосохранения
Содержание учебного материала
Выбор пути развития: восстановления цивилизационного пространства
России в виде СССР. Перекосы «коренизации» в союзных республиках
и территориальные «подарки» большевиков Украинской ССР.
Антирелигиозная кампания. Историческое значение индустриализации.
Коллективизация и ее последствия. Поворот в сторону преемственности
от дореволюционной России, подъем патриотизма и его выражение в
Великой Отечественной войне
Содержание учебного материала
Причины и предпосылки Великой Отечественной войны как составной
части Второй мировой войны. Против кого мы сражались: Европа
объединенная под нацистской свастикой. Основные этапы и события
Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа.
Актуальные уроки: понятие единства фронта и тыла. Защитники Родины
и предатели-отщепенцы. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа. Истоки подвига народов СССР и достижения ими
Великой Победы
Содержание учебного материала
Геополитические результаты победы в Великой Отечественной войне.
Возрождение разрушенной экономики, культура и общество СССР после
войны. Ликвидация СССР ядерной монополии США и жизнь в условиях
навязанной Западом холодной войны. НАТО и Варшавский договор.
СССР - лидер борьбы за освобождение стран Азии, Африки и Латинской
Америки от колониальной и неоколониальной зависимости. Этапы
экономического развития в 1950-1970-х гг.: значение достижений в
науке, промышленности и сельском хозяйстве для современной
Российской Федерации
Содержание учебного материала
Причины «перестройки»: роль объективных и субъективных факторов в
ее ходе и итогах. Поддержка Западом сепаратизма и радикального
2
3
4
2
2
4
2
2
4
2
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
кризиса
возрождению
Тема 13. Россия.
ХХI век
Тема 14. История
антироссийской
пропаганды
к национализма: распад СССР – величайшая геополитическая катастрофа.
Россия в 1990-е гг.: кризис экономики, обнищание населения и
криминализация общества – цена реформ 1990-х гг. Попытка диктата
олигархов. Конфликты на Северном Кавказе и других регионах России:
опасность распада страны. Россия в условиях установления США
однополярного миропорядка: зависимость от экономик западного мира,
снижение роли СНГ, разрыв связей с бывшими странами
социалистического лагеря. Кризис духовных ценностей у населения
России
Содержание учебного материала
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Устранение олигархата от
власти и укрепление ее вертикали. Успешная борьба с национальным
сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом. Курс на суверенную
внешнюю политику: от Мюнхенской речи до специальной военной
операции. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство,
национальные проекты, наукоемкое производство. Возвращение
уважения к традиционным ценностям народов России. Национальные
проекты. Поправки в конституцию. Поступательное развитие в условиях
западных санкций и агрессии НАТО против России руками Украины.
Специальная военная операция. Становление Россией и дружественными
ей странами многополярного мира в условиях кризиса доминирования
США и их союзников
Содержание учебного материала
Истоки русофобии – «сказания иностранцев о России». Ливонская война
– становление русофобской мифологии. «Завещание Петра Великого» –
антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта.
Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в
XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции.
Формирования образа агрессивной и тоталитарной России в США во 2-й
пол. XIX в. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Расистские
и неонацистские корни пропаганды против СССР и Российской
2
4
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
Федерации во второй половине XX в. - начале XXI в. Мифологемы и
центры распространения современной русофобии
Тема 15. Слава
русского оружия
Тема 16. Россия
сегодня
Содержание учебного материала
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного
комплекса в истории экономической модернизации Российской
Империи: Путиловский, Александровский, Обуховский и др. заводы,
развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в
эпоху Великой Отечественной войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки
Содержание учебного материала
Высокие технологии. Достижения в области искусственного интеллекта.
Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие
сообщений – дороги и мосты. Транспорт. Космос. Перспективы
импортозамещения и технологических рывков. Развитие цифровых
технологий. Роль гражданственности и патриотической позиции
молодежи в достижении Россией полного суверенитета в экономике,
культуре, науке. Значение истории для современного гражданина
Российской Федерации. СВО
Всего:
4
2
2
4
2
2
56
2
5
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
ПК 1.1 – 1.6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.4
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,
оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
лазерная указка;
средства аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями
3.2.1. Основные печатные издания
1. Мединский, В. Р. История. История России. 1914—1945 годы. Учебник.
Минпросвещения России. Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 2024. —
496 с. — ISBN 978-5-0054-2948-3 — Текст: непосредственный. 2
6
2. Мединский, В. Р. История. История России. 1945 год — начало
XXI века. Учебник.
Минпросвещения России. Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 2024. —
448 с. — ISBN 978-50054-2948-3 — Текст: непосредственный.
3. Соловьев, К. А. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.]; под редакцией К. А. Соловьева.
— Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 241 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-15877-9. — Текст: непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бугров, К. Д. История России: учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 3-е изд. — Саратов: Профобразование, 2024. — 125 c. — ISBN 978-5-44881105-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/139542.
2. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах : учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин ; под научной редакцией
В. М. Кириллова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 107 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-05440-8. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540370.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов,
обучающихся по профессиям и специальностям сред. проф. образования: учебное издание
/Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. - Москва: Академия, 2024. - 256 c. (Специальности
среднего профессионального образования) – ISBN 978-5-0054-2323-8.
2. Карпачев, С. П. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08753-6. — Текст: непосредственный.
3. Касьянов, В.В. История : учебное пособие / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин, С.И.
Самыгин, В.Н. Шевелев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 550 с. —
(Среднее профессиональное образование). — DOI 10.12737/1086532. - ISBN 978-5-16016200-3. - Текст : электронный.
4. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 596 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-19455-5. — Текст : непосредственный.
5. Кислицын, С.А., История (с учетом новой Концепции преподавания истории
России) : учебник / С. А. Кислицын, С. И. Самыгин, П. С. Самыгин. — Москва: КноРус,
2024. — 335 с. — ISBN 978-5-406-12188-7. — Текст: непосредственный.
6. Крамаренко, Р. А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р. А. Крамаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 197 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-09199-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/539174.
7. Мокроусова, Л. Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 122 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-17068-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/532336.
2
8. Некрасова, М. Б. История России: учебник и практикум
для среднего
7
профессионального образования / М. Б. Некрасова. — 6-е изд., перераб.
и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 436 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-15987-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/536636.
9. Тропов, И. А. История / И. А. Тропов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,
2024. — 472 с. — ISBN 978-5-507-47383-0. — Текст : непосредственный.
10. Фирсов, С. Л. История России : учебник для среднего профессионального
образования / С. Л. Фирсов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024.
— 380 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08721-5. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/540360.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Знать:
показывает
знания Экспертное
и
ключевые
события, ключевых событий, основных дат и наблюдение
основные даты и исторические этапов истории России с древних оценивание
этапы развития России с времен до настоящего времени;
знаний
на
теоретических
древних времен до настоящего
демонстрирует знания о
времени;
выдающихся
деятелях занятиях.
выдающихся деятелей отечественной истории, внесших Оценивание
отечественной
истории, значительный вклад в социально- выполнения
внесших значительный вклад в экономическое, политическое и индивидуальных
и
групповых
социально-экономическое,
культурное развитие России;
политическое и культурное
показывает
знание заданий.
развитие России;
традиционных российских духовно Результаты
промежуточной
нравственных ценностей;
традиционные
аттестации.
демонстрирует
российскиедуховно сформированность знаний о роли и
нравственные ценности;
роль и значение России в значении России в современном
мире.
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Уметь:
выделяет
факторы, Подготовка
выделять
факторы, определившие
уникальность выступлений
с
определившие
уникальность становления
духовно
- проблемностановления
духовно
- нравственных основ России;
тематическими
анализирует, характеризует, сообщениями
нравственных основ России;
анализировать,
выделяет причинно-следственные (докладами,
характеризовать,
выделять связи и пространственно-2 – презентациями).
8
причинно-следственные связи временные
характеристики
и пространственно - временные исторических событий, явлений,
характеристики исторических процессов с древних времен до
событий, явлений, процессов с настоящего времени;
времен
образования
демонстрирует умения
Древнерусского государства до анализировать историческую
настоящего времени;
информацию, руководствуясь
анализировать
принципами научной
историческую
информацию, объективности и достоверности, с
руководствуясь
принципами целью формирования научного
научной
объективности
и понимания прошлого и настоящего
достоверности,
с
целью России;
формирования
научно
демонстрирует умения
обоснованного
понимания защищать историческую правду, не
прошлого и настоящего России; допускает умаления подвига
защищать историческую народа при защите Отечества,
правду, не допускать умаления
2
9
подвига российского народа по
защите Отечества,
демонстрировать
готовность
противостоять
фальсификациям российской
истории;
демонстрировать
уважительное отношение к
историческому наследию и
социокультурным традициям
российского государства.
проявляет готовность
противостоять фальсификациям
Российской истории;
демонстрирует
уважительное отношение к
историческому наследию и
социокультурным традициям
российского государства.
30