Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОУП 08 биология
по специальности
08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и
сооружений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОУП 08Биология
для профессиональных образовательных организаций
базовый уровень
по специальности
08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Черногорск
2025
1
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
КОСТРОМИНА Е.В.., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология»...............................................................................................................................................4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины......................................................12
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплин ...........................................18
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ..........................20
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне в
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной
программы всех укрупненных групп специальностей/профессий
Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 44 часа, из
которых 2 часа включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее
профессиональную составляющую по конкретной профессии или специальности в зависимости
от ФГОС СПО профессии/специальности.
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле
(раздел 5 ―Биология в жизни‖) для всех профессий/специальностей на материале кейсов,
связанных с анализом информации о развитии и применении биотехнологий по отраслям
будущей профессиональной деятельности обучающихся. Кроме того, профессиональноориентированное содержание учитывается в разделе 4 ―Экология‖ при выполнении
лабораторных и практических работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
обучающихся.
Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная
организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных результатов, общих и
профессиональных компетенций, межпредметных связей с другими дисциплинами
общеобразовательного и общепрофессионального циклов учебного плана.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов
живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений
в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать
результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных
источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики
заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в
практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и
агробиотехнологий.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам
1
2
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.
Бэра), границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов;
сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
сформированность
умений
критически
оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников
(средства массовой информации, научно-популярные
материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных исследований в биологии, медицине,
биотехнологии; рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по отношению к
ним собственную позицию;
сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии
информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и
работать
в
коллективе
и
команде
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, применять
знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ПК
В областиэкологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
Виды деятельности
сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования
Профессиональные компетенции, соответствующие
видам деятельности
ПК 3.4.
Организация
деятельности
структурных
подразделений при
выполнении
строительномонтажных работ,
эксплуатации,
ремонте и
реконструкции
зданий и
В областиэкологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
сформированность умения применять полученные знания
для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной среде; понимание необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования
сооружений
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
44
в т.ч.
Основное содержание
44
в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
20
2
практические занятия
22
Промежуточная аттестация (зачет)
2
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими
характеристик науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место
а жизни
биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни
организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых
систем. Химический состав клеток
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения
современной клеточной теории. Типы клеточной организации:
прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической
клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования
лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков.
Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по
перечню источников, рекомендованных преподавателем
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор
ые факторы
клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и
наследственнос диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке,
ти
их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация,
биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства
Формируе
Объем
мые
часов компетен
ции
3
4
12
ОК 2
2
2
2
4
2
ОК - 1
ОК - 2
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов
ДНК
Тема 1.4.
Основное содержание
Обмен веществ Теоретическое обучение:
и превращение Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны
энергии в
метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный,
клетке
аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез
Тема 1.5.
Основное содержание
Жизненный
Теоретическое обучение:
цикл клетки.
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы.
Митоз. Мейоз
Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в
мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема
Основное содержание
2.1.Строение
Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в
многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в
процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размножения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды
организмов
бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных.
Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение
Тема 2.3.
Основное содержание
Онтогенез
Теоретическое обучение:
растений,
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии.
животных и
Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у
человека
животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и
смерть. Онтогенез растений
Тема 2.4.
Основное содержание
Закономерност Теоретическое обучение:
2
2
2
ОК - 2
2
2
ОК - 2
ОК - 4
18
2
2
ОК - 2
ОК - 4
2
2
ОК - 2
2
2
ОК - 2
ОК - 4
4
2
ОК - 2
ОК - 4
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г.
Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие
генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.5.
Основное содержание
Сцепленное
Теоретическое обучение:
наследование
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.
признаков
Наследование признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания
Тема 2.6.
Основное содержание
Закономерност Теоретическое обучение:
и изменчивости Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и
ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды
мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с
наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в
предотвращении и лечении генетических заболеваний человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических схем скрещивания
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Основное содержание
Микроэволюция Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции.
Возникновение и Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции.
развитие жизни
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование
и наследования
2
4
2
ОК - 1
ОК - 2
2
4
2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
2
2
2
2
ОК - 2
ОК - 4
на Земле
как результат микроэволюции
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н.
Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение
биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых
клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение
многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические Практические занятия
факторы и
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
среды жизни
внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания
организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие
экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило
минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Практические занятия:
сообщества,
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и
экосистемы
продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило
пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии
Тема 4.3.
Основное содержание
Биосфера Практические занятия
глобальная
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в
экологическая трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое
система
вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как
глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты
веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы
современности
Тема 4.4.
Основное содержание
10
2
2
ОК - 1
ОК - 2
ОК– 7
2
2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7
2
2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7
4
ОК - 1
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу
Практические занятия
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид
антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу.
Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные
воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы,
связанные с определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
Практическое занятие «Отходы производства»
*В том числе профессионально-ориентированное содержание
практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального
классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов;
агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на
рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной
профессией/специальностью
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических
технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса:
представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Промежуточна
я аттестация по зачет
дисциплине
Всего:
2
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК 3.4
2
2
2
2
2
44
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК
3.4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИН
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет«Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные
пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения:
компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном,
указка-презентер для презентаций.
Лаборатория,оснащенная оборудованием для проведения занятий: микроскопы,
секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты,
песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки,
препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор
хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии,
глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или
томата), лук репчатый, разведенные в воде дрожжи);
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной
дисциплиныпредставлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Литература.
1.Каменский, А.А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват.
учреждений / А.А. Каменский. - М.: Дрофа, 2021 - 367 c.
2Общая биология: Учебник / Под ред. Константинова В.М.. - М.: Academia, 2021. - 704 c.
3Фадеева, Е.О. Общая биология: Учебник для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева;
Под ред. В.М. Константинова. - М.: ИЦ Академия, 2021. - 256 c.
4. .Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10класс.—
М.,2021..
Дополнительные источники:
1.Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2021
2.Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для
студ.
учреждений
высш.
образования.
—
М.,
2021.
3.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш.
образования
(бакалавриат).
—
М.,
2021
4.Никитинская
Т.В. Биология:
карманный
справочник.
—
М.,
2021
5.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология:
базовыйуровень,
10—11класс.—М.,
2021.
6.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс.
— М., 2020
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ebio.ru/Электронный учебник по биологии. Представлены
разделы: ботаника, зоология, анатомия, общая биология, экология.
2.http://evolution.powernet.ru/ Теория эволюции как она есть: материалы по
теории биологической эволюции. Представлены различные материалы,
посвященные теории биологической эволюции.
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к
образовательным ресурсам Интернета по биологии).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
Общая
компетенция
ОК02
Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни
ОК01
ОК02
ОК04
Структурно-функциональная
организация клеток
ОК01
ОК02
Структурно-функциональные
факторы наследственности
Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого
Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК
ОК02
Обмен веществ и
превращение энергии в клетке
Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена
веществ
ОК02
Жизненный цикл клетки.
Обсуждение по вопросам лекции
ОК04
ОК02
ОК04
ОК02
Митоз. Мейоз
Разработка ленты времени
жизненного цикла
Раздел 2. Строение и
функции организма
Строение организма
Контрольная работа ―Строение и
функции организма‖
Формы размножения
организмов
Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов
Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций
ОК02
ОК04
Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
характеристикой этапов онтогенеза
и человека
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)
ОК02
ОК04
Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания
ОК01
ОК02
Сцепленное наследование
признаков
Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания
ОК01
ОК02
ОК04
Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания
Контрольная работа ―Теоретические
Раздел 3. Теория эволюции
аспекты эволюции жизни на Земле‖
ОК02
ОК04
История эволюционного
учения. Микроэволюция
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения
ОК02
ОК04
Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле
Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле
ОК02
ОК04
Происхождение человека –
антропогенез
Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека
Раздел 4. Экология
ОК01
ОК02
ОК07
Экологические факторы и
среды жизни
Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов
ОК01
ОК02
ОК07
ПК 3.4
Популяция, сообщества,
экосистемы
Составление схем круговорота
веществ, используя материалы
лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии
ОК 01
ОК 02
ОК 07
Биосфера - глобальная
экологическая система
Оцениваемая дискуссия
Тест
ОК01
ОК02
ОК04
ОК07
ПК3.4
Влияние антропогенных
факторов на биосферу
Тест
Практическая работа ―Отходы
производства‖
ОК02
ОК04
ОК07
ПК3.4
Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека
Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"
Раздел 5. Биология в жизни
Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)
Биотехнологии в жизни
каждого
Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях
ОК01
ОК02
ОК04
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов
ОК01
ОК02
ОК04
Промышленная биотехнология Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов
ОК01
ОК02
ОК04
Социально-этические аспекты
биотехнологий
Выполнение кейса на анализ
информации об этических аспектах
развития биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов
ОК01
ОК02
ОК04
Биотехнологии и технические
системы
Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов