РП по литературе ЭМ 2025

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.02 Литература
по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.02 Литература
13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)

2025

Организация-разработчик: ГПБОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик: Луферчик Ангелина Станиславовна, преподаватель русского языка и
литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Общая характеристика
1.2
Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2
Планируемые результаты освоения дисциплины
2.Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Трудоемкость освоения дисциплины
2.2 Содержание дисциплины
2.4 Курсовой проект (работа)
3.Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение 3.2 Учебно-методическое обеспечение
3.3 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ООД.02 Литература»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ООД.02 Литература»: воспитание духовно развитой личности через
освоение текстов художественных произведений русской и зарубежной литературы 19-21 вв.
Учебная
дисциплина
«ООД.02
Литература»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям).
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения
образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК,
ПК
ОК.01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Общие компетенции

Дисциплинарные (предметные)

выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, уметь переносить
знания в познавательную и практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
прогнозировать изменение в новых
условиях;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения; способность их
использования
в
познавательной и социальной практике

- владеть умениями анализа и
интерпретации
художественных произведений в
единстве формы и содержания (с
учетом
неоднозначности
заложенных в нем смыслов и
наличия в нем подтекста) с
использованием
теоретиколитературных
терминов
и
понятий
(в
дополнение к изученным на
уровне начального общего и
основного общего
образования);

ОК.02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания: сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире;
совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия
между
людьми
и
познания мира;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
Работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;

владеть
современными
читательскими
практиками,
культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования,
прочитанного
в
устной
и
письменной форме,
информационной
переработки
текстов в виде аннотаций,
докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания
отзывов и сочинений различных
жанров (объем сочинения не
менее 250 слов);
-владеть умением редактировать
и совершенствовать собственные
письменные
высказывания
учетом норм русского
литературного языка;

создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства
информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норма, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности;

уметь работать с разными
информационными источниками,
в том числе в медиапространстве,
использовать
ресурсы
традиционных
библиотеки
электронных
библиотечных
систем;

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

В

области
духовно
нравственного воспитания:
сформированность нравственного
сознания,
этического
способность
оценивать
ситуацию
и
принимать
осознанные решения, ориентируясь на
морально нравственные нормы и
ценности;
осознание личного вклада в
построение
устойчивого
будущего
поведения;
-ответственное отношение к своим
родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
самоорганизация:
самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать
свой образовательный и культурный
уровень; самоконтроль:

сформировать
устойчивый интерес к чтению
как
средству
познания
отечественной и других культур;
приобщение
к
отечественному литературному
наследию
и
через
него
традиционным
ценностям
и
сокровищам
мировой культуры;
способность выявлять в
произведениях художественной
литературы образы, темы, идеи,
проблемы и выражать свое
отношение к
ним в
развернутых
аргументированных устных и
письменных высказываниях,
участвовать в
дискуссии
на литературные темы;
-осознавать художественную
картину
жизни, созданная
автором в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания;
-сформировать
умения
выразительно (с учетом
Индивидуальных
особенностей
обучающихся)
читать, в том числе наизусть, не
менее 10 произведений и (или)
фрагментов;

использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
эмоциональный интеллект,
Предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей стремление достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное
состояние
других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
-социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться,
проявлять
интерес
и
разрешать конфликты;

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и команде

-готовность к
саморазвитию,
самостоятельности самоопределению;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
Коммуникативными действиями:
Совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать
действия
по
ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты
совместной работы;
координировать
и
выполнять
работу в условиях реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
принятие себя и других людей:
принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право
других людей на ошибки;
развивать способность понимать
мир с позиции другого человека;

осознавать взаимосвязь
между языковым, литературным,
интеллектуальным,
духовнонравственным развитием
личности;
сформировать
умения
выразительно
(с
учетом
индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том
числе наизусть, не
менее 10 произведений и (или)
фрагментов;

ОК 05. Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные
виды
искусства,
традиции
и
творчество своего и других народов,
ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических
культурных традиций
и
народного творчества;
готовность к самовыражению в
разных видах искусства, стремление
проявлять
качества
творческой
личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять коммуникации
во всех сферах жизни;
распознавать
невербальные
средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
развернуто и логично излагать
свою точку зрения с использованием
языковых средств;

сформировать умения
выразительно
(с
учетом
индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том
числе наизусть, не менее 10
произведений
и
(или)
фрагментов;
владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
художественных
произведений
в
единстве
формы и содержания (с
учетом
неоднозначности
заложенных в нем смыслов и
наличия в нем подтекста) с
использованием
теоретиколитературных
терминов и понятий (в
дополнение к изученным на
уровне начального общего и
основного
общего
образования);
сформировать
представления о литературном
произведении как явлении
словесного искусства, о языке
художественной литературы в
его эстетической функции, об
изобразительно
выразительных возможностях
русского
языка
в
художественной литературе и
уметь применять их в речевой
практике;

ОК 06 Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

осознание
обучающимися
Российской
гражданской
идентичности;
целенаправленное
развитие
внутренней позиции личности на
основе
духовно
нравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических
и национальнокультурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно
смысловых
установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры, способности ставить цели и
строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
уважение
закона
и
правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических
ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
осознание своих конституционных
прав и обязанностей, религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную
деятельность
в
интересах
гражданского

сформировать
устойчивый интерес к чтению
как
средству
познания
отечественной
и
других
культур;
приобщение
к
отечественному
литературному наследию и
через него традиционным
ценностям и сокровищам
мировой
культуры;
сформировать
умения
определять
и
учитывать
историкокультурный
контекст
и
контекст творчества писателя в
процессе
анализа
художественных
произведений, выявлять их
связь с современностью;

общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с социальными институтами в
соответствии с
их
функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным символам,
историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение навыками
учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности

ОК 09 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

ПК 2.1 Осуществлять
планирование работ по
эксплуатации
электрического и
электромеханического
оборудования

наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
совершенствование языковой
и
читательской культуры
как
средства взаимодействия между
людьми и познания мира;

владеть
современными
читательскими
практиками,
культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования
прочитанного
в устной и письменной форме,
информационной
переработки
текстов в виде аннотаций,
докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания
отзывов и сочинений различных

осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
осознанию своего места в поликультурном
мире;
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность и
готовность
к самостоятельному поиску
методов решения практических
задач, применению различных методов
познания;
овладение видами деятельности по
получению нового в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование
научного
типа
мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
осуществлять целенаправленный
поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду
знания,
его
интерпретации,
преобразованию и применению

жанров (объем сочинения не
менее 250 слов);
- владеть умением редактировать
и совершенствовать собственные
письменные высказывания с
учетом норм русского
литературного языка

Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учѐтом
особенностей социального и культурного
контекста.

Анализ источников, содержащих
техническую информацию по
специальности;
использование
в
речи
профессиональной лексики

ПК 2.3
Осуществлять позитивное стратегическое Владеть умением вести деловые
Контролировать
поведение в различных ситуациях, переговоры, владеть навыками
публичной речи
соблюдение
проявлять воображение и инициативу
персоналом требования
охраны труда,
промышленной и
пожарной
безопасности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
В т.ч.:
Основное содержание
В т.ч.:
Теоретическое обучение
Практические занятия
В т.ч. профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
Теоретическое обучение
Практические занятия
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2 курс, 3 сем.

Объем в
часах
108
108
54
54
14
14
2

2.2. Содержание дисциплины

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и практических работ

Ведение

Содержание учебного материала
Специфика литературы как вида искусства и ее место в жизни человека.
Раздел 1. Человек и его время: Классики первой половины 19 века и знакомые образы русской
культуры
Тема 1.1. Пушкин как
Содержание
национальный герой и
Пушкинский библиографический миф. Произведения Пушкина в других
символ
видах искусства. Памятники Пушкину, топонимы и другие способы
мемориализации.
В том числе практических занятий
Работа с информационными ресурсами: подготовка в группах
презентаций, буклетов, видеороликов и т.д.
Тема 1.2. Тема одиночества
Содержание
человека в творчестве М.Ю. В том числе практических занятий
Лермонтова (1814-1841)
Основные темы поэзии М.Ю. Лермонтова, лирический герой М.Ю.
Лермонтова. Стихотворения для изучения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Молитва», «Родина».
Чтение и анализ стихотворений; Подготовка литературно-музыкальной
композиции на стихи поэта.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 1.3. «Дело мастера
боится»

Объем, ак. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки, ак.
ч.
2
2
8
4
2

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

2
2

Содержание

2

В том числе практических занятий

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,

«Что значит быть мастером своего дела?» Дискуссия на основе
высказывания писателей о проф. мастерстве. Анализ высказывания
писателя о мастерстве; участие в дискуссии «Что значит быть мастером
своего дела?»
Раздел 2. Вопрос русской литературы второй половины 19 века: как человек может влиять на
окружающий мир и менять его к лучшему?
Содержание

ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3

34
4

Тема 2.1. Драматургия А.Н. Особенности драматургии А.Н. Островского. Секреты прочтения пьесы
Островского «Гроза». Жанр, композиция, конфликт, присутствие автора.
Островского в театре.

2

Судьба женщины в 19 веке. В том числе практических занятий

2

Инсценировка в малых группах пьесы. Написание текста, заметки на
основе пьесы.
Тема 2.2 Илья Ильич
Содержание
Обломов как вневременной А.И. Гончаров роман «Обломов». Образ Обломова. Понятие
тип и одна из граней
«обломовщина». Черты Обломова в каждом из нас.
национального характера
В том числе практических занятий
1. Работа с избранными эпизодами из романа. Сочинение «Что от
Обломова есть во мне?».
Тема 2.3. Новый герой,
Содержание
«отрицающий всѐ», в романе Творческая история, смысл названия, «специфика конфликта отцов и
И.С. Тургенева «Отцы и детей», образ Евгения Базарова.
дети».
В том числе практических занятий
Работа с избранными эпизодами романа. Рассказ о происшедшем споре от
лица Павла Петровича или от лица Базарова.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 2.4. «Ты профессией
Содержание
астронома метростроевца не В том числе практических занятий
удивишь!»
Стереотипы, связанные с той или иной профессией. Социальный рейтинг
и социальная значимость получаемой профессии. «Обломов на службе»;
работа с избранными эпизодами главы 5 часть 1 романа «Обломов».
Участие в дискуссии «Как люди моей профессии меняют мир к

4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3

лучшему?»

Тема 2.5. Люди и реальность
в сказках М.Е. СалтыковаЩедрина
Тема 2.6. Человек и его
выбор в кризисной ситуации
в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

Содержание
Жанр литературной сказки, сходство с русскими народными сказками.
Эзопов язык. Подготовка инсценировки.
Содержание
Роман «Преступление и наказание». Образ главного героя. Теория, еѐ
крушение, наказание, покаяние, воскрешение. Работа с избранными
эпизодами романа, подготовка презентаций, видеороликов «Остров по
биографии Ф.М. Достоевского»
Тема 2.7. Человек в поиске Содержание
правды и любви: «любовь – Севастопольские рассказы – «Не парадное изображение войны» Роман
это деятельное желание
«Война и мир» мысль семейная, мысль народная
В том числе практических занятий
добра другому…» - в
Написание рецензий на экранизацию «Война и мир»
творчестве Л.Н. Толстого
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 2.8 «Каждый должен Содержание
быть величествен в своѐм В том числе практических занятий
деле»: пути
Обобщение и систематизация знаний о проф. мастерстве Организация
совершенствования в
виртуальной выставки профессиональных журналов.
профессии/специальности
Тема 2.9. Крестьянство как Содержание
собирательный герой поэзии Особенности лирического героя. Утверждение крестьянской темы.
Н.А. Некрасова
Своеобразие лирики.
В том числе практических занятий
Анализ стихотворений Н.А. Некрасова
Тема 2.10. Человек и мир в Содержание

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3

4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,

зеркале поэзии Ф.И. Тютчев Основные темы и художественное своеобразие лирики Тютчева и Фета.
и А.А. Фет
Чтение и анализ стихотворений Тютчева и Фета
Тема
2.11.
Проблема Содержание
ответственности человека за В том числе практических занятий
свою судьбу и судьбы Малая проза А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад». Новаторство
близких ему людей в
драматурга. Инсценировка избранных эпизодов пьесы «Вишневый сад»
рассказах А.П. Чехова
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 2.12. Как написать Содержание
резюме, чтобы найти
В том числе практических занятий
хорошую работу
Роль профессии в положении человека. Резюме как описание способности
человека на рынке труда. Работа с образцовым документом резюме.
Составление своего действительного резюме
Раздел 3. «Человек в поиске прекрасного»: Русская литература рубежа 19-20 веков в контексте
социокультурных процессов эпохи.
Тема 3.1. Мотивы лирики и Содержание
прозы И.А. Бунина
В том числе практических занятий
И.А. Бунин факты биографии. Лауреат нобелевской премии по
литературе.
Анализ стихотворений из сборника «Листопад» и рассказов из сборника
«Темная аллея»
Содержание
Тема 3.2. Традиции русской
классики в творчестве А.И.
Куприна
Тема 3.3. Герои М. Горького
в поисках смысла жизни

А.И. Куприн. Сведения из биографии. Анализ повести «Олеся» и рассказа
«Гранатовый браслет»

Содержание
В том числе практических занятий
Максим Горький. Сведения из биографии. Рассказ «Старуха Изергиль» и
пьесы «На дне». Анализ рассказа «Старуха Изергиль» и «На дне»
Тема 3.4. Серебряный век: Содержание

2
2
2

2
2

ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3

18
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2

2
2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,

общая характеристика и Серебряный век как культурно-историческая эпоха. 3 направления
основные представители
Тема 3.5. А. Блок. Лирика. Содержание
Поэма «Двенадцать»
В том числе практических занятий
А.А. Блок сведения из биографии. Тема трагической любви. Образ
родины. Поэма «Двенадцать». Отражение в живописи и на сцене.
Тема 3.6.
Содержание
Поэтическое новаторство В. В.В. Маяковский. Трагедия Гарлана-главаря. Поэты революции. Мотив
одиночества, любви и смерти. Новаторство Маяковского
Маяковского
В том числе практических занятий
Анализ стихотворений поэта по разным темам.
Тема 3.7. Драматизм судьбы Содержание
поэта С.А. Есенин
С.А. Есенин. Факты биографии. Темы родины, родной деревни, любви
человека, посвящение матери
В том числе практических занятий
Анализ стихотворений поэта по разным темам
Раздел 4. «Человек перед лицом эпохальных потрясений»: Русская литература 20-40-х годов XX
века
Тема 4.1. Исповедальность Содержание
лирики М.И. Цветаевой
М.И. Цветаева сведения из биографии. Основные темы творчества. Жизнь
Цветаевой в кино и музыке

2
2
2

4
2

ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
14
2
2

Тема 4.2. Андрей Платонов. Содержание
«Усомнившийся Макар»
Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов). Сведения из
биографии. Повесть «Усомнившийся Макар» как акт гражданского
мужества писателя. Анализ ключевых эпизодов повести «Усомнившийся
Макар»
Содержание

2
2

Тема 4.3. Вечные темы в В том числе практических занятий
поэзии А.А. Ахматовой
А.А. Ахматова. Сведения из биографии. Основные темы лирики. Поэма
«Реквием» - памятник страданиям и мужеству.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 4.4. «Вроде просто Содержание
найти и расставить слова»:
В том числе практических занятий
стихи для людей моей
Роль поэзии в жизни человека любой профессии. Общение с поэзией, как
профессии/специальности
способ эстетического обогащения своей духовной сферы. Деловая игра
«В издательстве» составление сборника стихов поэтов серебряного века
Тема 4.5. «Изгнанник,
Содержание
М.А. Булгаков «Изгнанник, избранник». Роман «Мастер и Маргарита».
избранник»: М.А. Булгаков
Темы, идеи, экранизации романа.
В том числе практических занятий
Анализ романа «Мастер и Маргарита»
Тема 4.6. М.А. Шолохов. Содержание
Роман-эпопея «Тихий Дон»
М.А. Шолохов. Биография. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Роман эпопея «Тихий Дон» избранные главы. Анализ избранных глав
романа «Тихий Дон»
Раздел 5. «Поэт и мир»: Литературный процесс в России 40-x-середины 50-х годов 20 века
Тема 5.1. Исповедальность Содержание
лирики А.Т. Твардовского и А.Т. Твардовский. Биография. Темы творчества. Б.Л. Пастернак.
Б.Л. Пастернака
Биография. Лауреат Нобелевской премии. Темы творчества. Анализ
стихов Б.Л. Пастернака и А.Т. Твардовского
Раздел 6. «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х –
80-х годов ХХ века
Тема 6.1. Тема Великой Содержание
Отечественной войны в
Поэзия и драматургия Великой Отечественной войны. «Лейтенантская
литературе
проза»: В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев
В том числе практических занятий
Дискуссия «Что важнее»: воинский долг или человеческая жизнь
Тема 6.2. Тоталитарная тема Содержание
в литературе второй
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Черты национального
половины ХХ века
характера в образе Шухова. Изучение приѐмов создания образа в повести
«Один день Ивана Денисовича» и экранизация повести

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3

4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

2
2
2

2
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

10
4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

Содержание

2

Тема 6.3. Социальная и В том числе практических занятий
нравственная проблематика в В.Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матѐрой». Чтение, анализ
литературе второй половины фрагментов повести «Прощание с Матѐрой»
ХХ века.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 6.4. «Говори, говори…» Содержание
диалог как
В том числе практических занятий
средство характеристики
Вербальные средства коммуникации в ситуациях бытового, делового и
человека
профессионального общения. Работа в парах над создание
профессионального диалога в различных ситуациях
Раздел 7. «Людей неинтересных в мире нет»: Литература с середины 1960-х годов до начала 21 века
Тема 7.1
Содержание
Лирика: проблематика
и И.А. Бродский. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Проблематика и темы творчества. Художественное выразительное чтение
образы
произведения И.А. Бродского
Тема 7.2
Содержание
Драматургия: традиции
А.В. Вампилов. Пьеса: «История с метранпажем». Трагикомическая
и новаторство
дилогия с трагическим смыслом

2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3

Раздел 8. Литература второй половины 20-начала 21 века
Тема 8.1.
Содержание
Проза второй половины 20Рассказы, повести, романы: Ф.А. Абрамов «Братья и сестры». З. Прилепин
«Санька»
21 вв.
Тема 8.2.
Содержание
Поэзия и драматургия второй Стихотворения Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого.
половины ХХ – начала ХХI Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын»
века
Раздел 9. Литература народов России
Тема 9.1.
Содержание
Поэзия и проза народов
Рассказы Ю. Рытхэу «Хранитель огня», стихотворения Р. Гамзатова, М.
Джалиля
России

4
2
2

4
2
2

2
2

2
2

4
4
2

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

Анализ стихотворений Р.Гамзатова и М.Джалиля

2

Раздел 10. Зарубежная литература второй половины 19-20 века
Содержание

6
4

Тема
10.1.
Основные
тенденции
развития
зарубежной литературы и
«культовые» имена

2

Рэй Брэдбери «И грянул гром», «Вельд». Сочетание сказки и фантастики.
Э. Хемингуэй рассказ «Кошка под дождѐм». Особая атмосфера
взаимоотношений
В том числе практических занятий
Разыгрывание одного из эпизодов рассказа «И грянул гром»
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 10.2. «Прогресс – это
Содержание
форма человеческого
В том числе практических занятий
существования»: профессии в Научно-технический прогресс и человечество. Проблема человека и
мире НТП
общества, связанные с НТП. Ответственность ученого за свои научные
открытия. Дискуссия «Профессии в мире НТП: у всех ли профессий есть
будущее?»
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)
Всего

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09

2

2
2

2
108

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет "Русского языка и литературы", оснащенный в соответствии с приложением
3 ОПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные издания и/или электронные издания
1.
Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу среднего (полного)
общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и
СПО с учетом профиля профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16-е изд.,
стер. - Москва : Академия, 2020. - 655 с.: ил. - (Профессиональное образование.
Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-4468-5128-7
2.
Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для
среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова.
— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 207 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433733
3.Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для среднего
профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века : учебник для
среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова.
— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431053
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402275-9.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2.
Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53409163-2.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
необходимых для освоения дисциплины
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
2. Информационная система
"Единое
окно доступа
к
образовательным
ресурсам"

(http://window.edu.ru/);
3. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/). 4. Консультант Плюс - справочная правовая
система (доступ по локальной сети).
5.
Министерство науки и
высшего
образования Российской
Федерации
(https://minobrnauki.gov.ru)
6.
Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
7.
Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
8.
Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
9.
Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина
"Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
10.
Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);

11.
Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
12.
Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
13.
Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
14.
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
контекстам

Раздел/Тема

P 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_c
P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9 P 3,
Темы 3.1, 3.2, 3.3,
3.4,3.5,3.6,3.7
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П/о_с
P 5, Темы 5.1,
P 6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_c P
7, Темы 7.1., 7.2.
P 8, Темы 8.1,
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_C 82
ОК 02 Использовать
Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_с
современные средства поиска,
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
анализа и интерпретации
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
информации, информационные Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3,
технологии для выполнения
3.4,3.5,3.6,3.7
задач профессиональной
P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
деятельности
П/о_с
P 5, Темы 5.1,
P6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_с P
7, Темы 7.1., 7.2.
P 8, Темы 8.1,
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_с
8.2
ОК 03 Планировать и
Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о с
реализовывать собственное
P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
профессиональное и личностное 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
развитие,
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3,
предпринимательскую
3.4,3.5,3.6,3.7
деятельность в
P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
профессиональной сфере,
П/о_с
использовать знания по
P 5, Темы 5.1,
финансовой грамотности в
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.ЗП/о_с P
различных жизненных
7, Темы 7.1., 7.2.
ситуациях
P 8, Темы 8.1, 8.2
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_с

Тип оценочных
мероприятия
Наблюдение за выполнением
мотивационных заданий;
наблюдение за выполнением
практической работы;
контрольная работа;
выполнение заданий на
дифференцированном зачете

Кейс-задание,
индивидуальные проекты,
литературная гостиная,
деловая (ролевая) игра,
рецензия, составление
связного текста на любую
тему, рисунки к
произведениям

Инсценировки пьес,
самостоятельное чтение
произведений, сочинения,
тестирование, практическая
работа, устный опрос,
аннотации, составление
кроссвордов и ребусов

ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

P 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_c
P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6,
2.7, 2.8, 2.9
P 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3,
3.4,3.5,3.6,3.7

P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П/о_c
P 5, Темы 5.1,
P 6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_c
ОК 05 Осуществлять устную и P 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_с
письменную коммуникацию на P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9 P 3,
государственном языке
Российской Федерации с учетом Темы 3.1, 3.2, 3.3,
3.4,3.5,3.6,3.7
особенностей социального и
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
культурного контекста
П/о с
P 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_с P
7, Темы 7.1., 7.2.
P 8, Темы 8.1, 8.2
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_с
ОК 06 Проявлять
Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_с
гражданскопатриотическую
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9 P 3,
позицию, демонстрировать
Темы 3.1, 3.2, 3.3,
осознанное поведение на
3.4,3.5,3.6,3.7
основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П/о_с
том числе с учетом
P 5, Темы 5.1,
гармонизации
межнациональных и
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_с P
межрелигиозных отношений,
7, Темы 7.1., 7.2.
применять стандарты
Р 8, Темы 8.1, 8.2
антикоррупционного поведения P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_с
ОК 09 Пользоваться
P 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_c
профессиональной
P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
документацией на
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
государственном и
P 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3,
иностранном языках
3.4,3.5,3.6,3.7
P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П/о_c
P 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.ЗП/о_с P
7, Темы 7.1., 7.2.
P 8, Темы 8.1,
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о с
8.2

Литературно- музыкальные
композиции, групповые
проекты, анализ публичного
выступления, практические
работы, творческие встречи с
авторами общества
«Стрежень» г. Саяногорска,
экскурсии в городские
библиотеки

Изложения, анализ
стихотворений,
характеристика
прозаических произведений,
участие в КВНе,
практические работы

Фронтальный опрос, участие
в Республиканских и
Всероссийских
Литературных конкурсах,
рефераты, эссе, практические
работы

Тезисы, рецензии, проекты,
терминологический диктант,
практические
работы, составление связного
текста на
любую тему, просмотр и
рецензии на фильмы
по художественным
произведениям

ПК 2.1 Осуществлять
планирование работ по
эксплуатации электрического и
электромеханического
оборудования
ПК 2.3 Контролировать
соблюдение персоналом
требования охраны труда,
промышленной и пожарной
безопасности.

P 1, Тема 2
P 2, Темы 2, 4, 9
Р 3, Темы 1, 3, 4

Проверка резюме,
наблюдение за ходом
дискуссии о своей
специальности,
прослушивание сообщений о
стереотипах общества о
людях данной
специальности, наблюдение
за диалогом во время
деловых переговоров.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».