Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.02 Литература
по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.02 Литература
13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)
2025
Организация-разработчик: ГПБОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик: Луферчик Ангелина Станиславовна, преподаватель русского языка и
литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Общая характеристика
1.2
Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2
Планируемые результаты освоения дисциплины
2.Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Трудоемкость освоения дисциплины
2.2 Содержание дисциплины
2.4 Курсовой проект (работа)
3.Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение 3.2 Учебно-методическое обеспечение
3.3 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ООД.02 Литература»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ООД.02 Литература»: воспитание духовно развитой личности через
освоение текстов художественных произведений русской и зарубежной литературы 19-21 вв.
Учебная
дисциплина
«ООД.02
Литература»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям).
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения
образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК,
ПК
ОК.01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
Общие компетенции
Дисциплинарные (предметные)
выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, уметь переносить
знания в познавательную и практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
прогнозировать изменение в новых
условиях;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения; способность их
использования
в
познавательной и социальной практике
- владеть умениями анализа и
интерпретации
художественных произведений в
единстве формы и содержания (с
учетом
неоднозначности
заложенных в нем смыслов и
наличия в нем подтекста) с
использованием
теоретиколитературных
терминов
и
понятий
(в
дополнение к изученным на
уровне начального общего и
основного общего
образования);
ОК.02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
В области ценности научного познания: сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире;
совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия
между
людьми
и
познания мира;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
Работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
владеть
современными
читательскими
практиками,
культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования,
прочитанного
в
устной
и
письменной форме,
информационной
переработки
текстов в виде аннотаций,
докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания
отзывов и сочинений различных
жанров (объем сочинения не
менее 250 слов);
-владеть умением редактировать
и совершенствовать собственные
письменные
высказывания
учетом норм русского
литературного языка;
создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства
информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норма, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности;
уметь работать с разными
информационными источниками,
в том числе в медиапространстве,
использовать
ресурсы
традиционных
библиотеки
электронных
библиотечных
систем;
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
В
области
духовно
нравственного воспитания:
сформированность нравственного
сознания,
этического
способность
оценивать
ситуацию
и
принимать
осознанные решения, ориентируясь на
морально нравственные нормы и
ценности;
осознание личного вклада в
построение
устойчивого
будущего
поведения;
-ответственное отношение к своим
родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
самоорганизация:
самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать
свой образовательный и культурный
уровень; самоконтроль:
сформировать
устойчивый интерес к чтению
как
средству
познания
отечественной и других культур;
приобщение
к
отечественному литературному
наследию
и
через
него
традиционным
ценностям
и
сокровищам
мировой культуры;
способность выявлять в
произведениях художественной
литературы образы, темы, идеи,
проблемы и выражать свое
отношение к
ним в
развернутых
аргументированных устных и
письменных высказываниях,
участвовать в
дискуссии
на литературные темы;
-осознавать художественную
картину
жизни, созданная
автором в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания;
-сформировать
умения
выразительно (с учетом
Индивидуальных
особенностей
обучающихся)
читать, в том числе наизусть, не
менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
эмоциональный интеллект,
Предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей стремление достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное
состояние
других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
-социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться,
проявлять
интерес
и
разрешать конфликты;
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и команде
-готовность к
саморазвитию,
самостоятельности самоопределению;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
Коммуникативными действиями:
Совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать
действия
по
ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты
совместной работы;
координировать
и
выполнять
работу в условиях реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
принятие себя и других людей:
принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право
других людей на ошибки;
развивать способность понимать
мир с позиции другого человека;
осознавать взаимосвязь
между языковым, литературным,
интеллектуальным,
духовнонравственным развитием
личности;
сформировать
умения
выразительно
(с
учетом
индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том
числе наизусть, не
менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
ОК 05. Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста
В области эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные
виды
искусства,
традиции
и
творчество своего и других народов,
ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических
культурных традиций
и
народного творчества;
готовность к самовыражению в
разных видах искусства, стремление
проявлять
качества
творческой
личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять коммуникации
во всех сферах жизни;
распознавать
невербальные
средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
развернуто и логично излагать
свою точку зрения с использованием
языковых средств;
сформировать умения
выразительно
(с
учетом
индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том
числе наизусть, не менее 10
произведений
и
(или)
фрагментов;
владеть
умениями
анализа
и
интерпретации
художественных
произведений
в
единстве
формы и содержания (с
учетом
неоднозначности
заложенных в нем смыслов и
наличия в нем подтекста) с
использованием
теоретиколитературных
терминов и понятий (в
дополнение к изученным на
уровне начального общего и
основного
общего
образования);
сформировать
представления о литературном
произведении как явлении
словесного искусства, о языке
художественной литературы в
его эстетической функции, об
изобразительно
выразительных возможностях
русского
языка
в
художественной литературе и
уметь применять их в речевой
практике;
ОК 06 Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
осознание
обучающимися
Российской
гражданской
идентичности;
целенаправленное
развитие
внутренней позиции личности на
основе
духовно
нравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических
и национальнокультурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно
смысловых
установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры, способности ставить цели и
строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
уважение
закона
и
правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических
ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
осознание своих конституционных
прав и обязанностей, религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную
деятельность
в
интересах
гражданского
сформировать
устойчивый интерес к чтению
как
средству
познания
отечественной
и
других
культур;
приобщение
к
отечественному
литературному наследию и
через него традиционным
ценностям и сокровищам
мировой
культуры;
сформировать
умения
определять
и
учитывать
историкокультурный
контекст
и
контекст творчества писателя в
процессе
анализа
художественных
произведений, выявлять их
связь с современностью;
общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с социальными институтами в
соответствии с
их
функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным символам,
историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение навыками
учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности
ОК 09 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
ПК 2.1 Осуществлять
планирование работ по
эксплуатации
электрического и
электромеханического
оборудования
наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
совершенствование языковой
и
читательской культуры
как
средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
владеть
современными
читательскими
практиками,
культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования
прочитанного
в устной и письменной форме,
информационной
переработки
текстов в виде аннотаций,
докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания
отзывов и сочинений различных
осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
осознанию своего места в поликультурном
мире;
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность и
готовность
к самостоятельному поиску
методов решения практических
задач, применению различных методов
познания;
овладение видами деятельности по
получению нового в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование
научного
типа
мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
осуществлять целенаправленный
поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду
знания,
его
интерпретации,
преобразованию и применению
жанров (объем сочинения не
менее 250 слов);
- владеть умением редактировать
и совершенствовать собственные
письменные высказывания с
учетом норм русского
литературного языка
Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учѐтом
особенностей социального и культурного
контекста.
Анализ источников, содержащих
техническую информацию по
специальности;
использование
в
речи
профессиональной лексики
ПК 2.3
Осуществлять позитивное стратегическое Владеть умением вести деловые
Контролировать
поведение в различных ситуациях, переговоры, владеть навыками
публичной речи
соблюдение
проявлять воображение и инициативу
персоналом требования
охраны труда,
промышленной и
пожарной
безопасности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
В т.ч.:
Основное содержание
В т.ч.:
Теоретическое обучение
Практические занятия
В т.ч. профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
Теоретическое обучение
Практические занятия
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2 курс, 3 сем.
Объем в
часах
108
108
54
54
14
14
2
2.2. Содержание дисциплины
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала и практических работ
Ведение
Содержание учебного материала
Специфика литературы как вида искусства и ее место в жизни человека.
Раздел 1. Человек и его время: Классики первой половины 19 века и знакомые образы русской
культуры
Тема 1.1. Пушкин как
Содержание
национальный герой и
Пушкинский библиографический миф. Произведения Пушкина в других
символ
видах искусства. Памятники Пушкину, топонимы и другие способы
мемориализации.
В том числе практических занятий
Работа с информационными ресурсами: подготовка в группах
презентаций, буклетов, видеороликов и т.д.
Тема 1.2. Тема одиночества
Содержание
человека в творчестве М.Ю. В том числе практических занятий
Лермонтова (1814-1841)
Основные темы поэзии М.Ю. Лермонтова, лирический герой М.Ю.
Лермонтова. Стихотворения для изучения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Молитва», «Родина».
Чтение и анализ стихотворений; Подготовка литературно-музыкальной
композиции на стихи поэта.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 1.3. «Дело мастера
боится»
Объем, ак. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки, ак.
ч.
2
2
8
4
2
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
2
Содержание
2
В том числе практических занятий
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
«Что значит быть мастером своего дела?» Дискуссия на основе
высказывания писателей о проф. мастерстве. Анализ высказывания
писателя о мастерстве; участие в дискуссии «Что значит быть мастером
своего дела?»
Раздел 2. Вопрос русской литературы второй половины 19 века: как человек может влиять на
окружающий мир и менять его к лучшему?
Содержание
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3
34
4
Тема 2.1. Драматургия А.Н. Особенности драматургии А.Н. Островского. Секреты прочтения пьесы
Островского «Гроза». Жанр, композиция, конфликт, присутствие автора.
Островского в театре.
2
Судьба женщины в 19 веке. В том числе практических занятий
2
Инсценировка в малых группах пьесы. Написание текста, заметки на
основе пьесы.
Тема 2.2 Илья Ильич
Содержание
Обломов как вневременной А.И. Гончаров роман «Обломов». Образ Обломова. Понятие
тип и одна из граней
«обломовщина». Черты Обломова в каждом из нас.
национального характера
В том числе практических занятий
1. Работа с избранными эпизодами из романа. Сочинение «Что от
Обломова есть во мне?».
Тема 2.3. Новый герой,
Содержание
«отрицающий всѐ», в романе Творческая история, смысл названия, «специфика конфликта отцов и
И.С. Тургенева «Отцы и детей», образ Евгения Базарова.
дети».
В том числе практических занятий
Работа с избранными эпизодами романа. Рассказ о происшедшем споре от
лица Павла Петровича или от лица Базарова.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 2.4. «Ты профессией
Содержание
астронома метростроевца не В том числе практических занятий
удивишь!»
Стереотипы, связанные с той или иной профессией. Социальный рейтинг
и социальная значимость получаемой профессии. «Обломов на службе»;
работа с избранными эпизодами главы 5 часть 1 романа «Обломов».
Участие в дискуссии «Как люди моей профессии меняют мир к
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3
лучшему?»
Тема 2.5. Люди и реальность
в сказках М.Е. СалтыковаЩедрина
Тема 2.6. Человек и его
выбор в кризисной ситуации
в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Содержание
Жанр литературной сказки, сходство с русскими народными сказками.
Эзопов язык. Подготовка инсценировки.
Содержание
Роман «Преступление и наказание». Образ главного героя. Теория, еѐ
крушение, наказание, покаяние, воскрешение. Работа с избранными
эпизодами романа, подготовка презентаций, видеороликов «Остров по
биографии Ф.М. Достоевского»
Тема 2.7. Человек в поиске Содержание
правды и любви: «любовь – Севастопольские рассказы – «Не парадное изображение войны» Роман
это деятельное желание
«Война и мир» мысль семейная, мысль народная
В том числе практических занятий
добра другому…» - в
Написание рецензий на экранизацию «Война и мир»
творчестве Л.Н. Толстого
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 2.8 «Каждый должен Содержание
быть величествен в своѐм В том числе практических занятий
деле»: пути
Обобщение и систематизация знаний о проф. мастерстве Организация
совершенствования в
виртуальной выставки профессиональных журналов.
профессии/специальности
Тема 2.9. Крестьянство как Содержание
собирательный герой поэзии Особенности лирического героя. Утверждение крестьянской темы.
Н.А. Некрасова
Своеобразие лирики.
В том числе практических занятий
Анализ стихотворений Н.А. Некрасова
Тема 2.10. Человек и мир в Содержание
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
зеркале поэзии Ф.И. Тютчев Основные темы и художественное своеобразие лирики Тютчева и Фета.
и А.А. Фет
Чтение и анализ стихотворений Тютчева и Фета
Тема
2.11.
Проблема Содержание
ответственности человека за В том числе практических занятий
свою судьбу и судьбы Малая проза А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад». Новаторство
близких ему людей в
драматурга. Инсценировка избранных эпизодов пьесы «Вишневый сад»
рассказах А.П. Чехова
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 2.12. Как написать Содержание
резюме, чтобы найти
В том числе практических занятий
хорошую работу
Роль профессии в положении человека. Резюме как описание способности
человека на рынке труда. Работа с образцовым документом резюме.
Составление своего действительного резюме
Раздел 3. «Человек в поиске прекрасного»: Русская литература рубежа 19-20 веков в контексте
социокультурных процессов эпохи.
Тема 3.1. Мотивы лирики и Содержание
прозы И.А. Бунина
В том числе практических занятий
И.А. Бунин факты биографии. Лауреат нобелевской премии по
литературе.
Анализ стихотворений из сборника «Листопад» и рассказов из сборника
«Темная аллея»
Содержание
Тема 3.2. Традиции русской
классики в творчестве А.И.
Куприна
Тема 3.3. Герои М. Горького
в поисках смысла жизни
А.И. Куприн. Сведения из биографии. Анализ повести «Олеся» и рассказа
«Гранатовый браслет»
Содержание
В том числе практических занятий
Максим Горький. Сведения из биографии. Рассказ «Старуха Изергиль» и
пьесы «На дне». Анализ рассказа «Старуха Изергиль» и «На дне»
Тема 3.4. Серебряный век: Содержание
2
2
2
2
2
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3
18
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
общая характеристика и Серебряный век как культурно-историческая эпоха. 3 направления
основные представители
Тема 3.5. А. Блок. Лирика. Содержание
Поэма «Двенадцать»
В том числе практических занятий
А.А. Блок сведения из биографии. Тема трагической любви. Образ
родины. Поэма «Двенадцать». Отражение в живописи и на сцене.
Тема 3.6.
Содержание
Поэтическое новаторство В. В.В. Маяковский. Трагедия Гарлана-главаря. Поэты революции. Мотив
одиночества, любви и смерти. Новаторство Маяковского
Маяковского
В том числе практических занятий
Анализ стихотворений поэта по разным темам.
Тема 3.7. Драматизм судьбы Содержание
поэта С.А. Есенин
С.А. Есенин. Факты биографии. Темы родины, родной деревни, любви
человека, посвящение матери
В том числе практических занятий
Анализ стихотворений поэта по разным темам
Раздел 4. «Человек перед лицом эпохальных потрясений»: Русская литература 20-40-х годов XX
века
Тема 4.1. Исповедальность Содержание
лирики М.И. Цветаевой
М.И. Цветаева сведения из биографии. Основные темы творчества. Жизнь
Цветаевой в кино и музыке
2
2
2
4
2
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
14
2
2
Тема 4.2. Андрей Платонов. Содержание
«Усомнившийся Макар»
Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов). Сведения из
биографии. Повесть «Усомнившийся Макар» как акт гражданского
мужества писателя. Анализ ключевых эпизодов повести «Усомнившийся
Макар»
Содержание
2
2
Тема 4.3. Вечные темы в В том числе практических занятий
поэзии А.А. Ахматовой
А.А. Ахматова. Сведения из биографии. Основные темы лирики. Поэма
«Реквием» - памятник страданиям и мужеству.
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 4.4. «Вроде просто Содержание
найти и расставить слова»:
В том числе практических занятий
стихи для людей моей
Роль поэзии в жизни человека любой профессии. Общение с поэзией, как
профессии/специальности
способ эстетического обогащения своей духовной сферы. Деловая игра
«В издательстве» составление сборника стихов поэтов серебряного века
Тема 4.5. «Изгнанник,
Содержание
М.А. Булгаков «Изгнанник, избранник». Роман «Мастер и Маргарита».
избранник»: М.А. Булгаков
Темы, идеи, экранизации романа.
В том числе практических занятий
Анализ романа «Мастер и Маргарита»
Тема 4.6. М.А. Шолохов. Содержание
Роман-эпопея «Тихий Дон»
М.А. Шолохов. Биография. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Роман эпопея «Тихий Дон» избранные главы. Анализ избранных глав
романа «Тихий Дон»
Раздел 5. «Поэт и мир»: Литературный процесс в России 40-x-середины 50-х годов 20 века
Тема 5.1. Исповедальность Содержание
лирики А.Т. Твардовского и А.Т. Твардовский. Биография. Темы творчества. Б.Л. Пастернак.
Б.Л. Пастернака
Биография. Лауреат Нобелевской премии. Темы творчества. Анализ
стихов Б.Л. Пастернака и А.Т. Твардовского
Раздел 6. «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х –
80-х годов ХХ века
Тема 6.1. Тема Великой Содержание
Отечественной войны в
Поэзия и драматургия Великой Отечественной войны. «Лейтенантская
литературе
проза»: В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев
В том числе практических занятий
Дискуссия «Что важнее»: воинский долг или человеческая жизнь
Тема 6.2. Тоталитарная тема Содержание
в литературе второй
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Черты национального
половины ХХ века
характера в образе Шухова. Изучение приѐмов создания образа в повести
«Один день Ивана Денисовича» и экранизация повести
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
2
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
10
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Содержание
2
Тема 6.3. Социальная и В том числе практических занятий
нравственная проблематика в В.Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матѐрой». Чтение, анализ
литературе второй половины фрагментов повести «Прощание с Матѐрой»
ХХ века.
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 6.4. «Говори, говори…» Содержание
диалог как
В том числе практических занятий
средство характеристики
Вербальные средства коммуникации в ситуациях бытового, делового и
человека
профессионального общения. Работа в парах над создание
профессионального диалога в различных ситуациях
Раздел 7. «Людей неинтересных в мире нет»: Литература с середины 1960-х годов до начала 21 века
Тема 7.1
Содержание
Лирика: проблематика
и И.А. Бродский. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Проблематика и темы творчества. Художественное выразительное чтение
образы
произведения И.А. Бродского
Тема 7.2
Содержание
Драматургия: традиции
А.В. Вампилов. Пьеса: «История с метранпажем». Трагикомическая
и новаторство
дилогия с трагическим смыслом
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3
Раздел 8. Литература второй половины 20-начала 21 века
Тема 8.1.
Содержание
Проза второй половины 20Рассказы, повести, романы: Ф.А. Абрамов «Братья и сестры». З. Прилепин
«Санька»
21 вв.
Тема 8.2.
Содержание
Поэзия и драматургия второй Стихотворения Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого.
половины ХХ – начала ХХI Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын»
века
Раздел 9. Литература народов России
Тема 9.1.
Содержание
Поэзия и проза народов
Рассказы Ю. Рытхэу «Хранитель огня», стихотворения Р. Гамзатова, М.
Джалиля
России
4
2
2
4
2
2
2
2
2
2
4
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
Анализ стихотворений Р.Гамзатова и М.Джалиля
2
Раздел 10. Зарубежная литература второй половины 19-20 века
Содержание
6
4
Тема
10.1.
Основные
тенденции
развития
зарубежной литературы и
«культовые» имена
2
Рэй Брэдбери «И грянул гром», «Вельд». Сочетание сказки и фантастики.
Э. Хемингуэй рассказ «Кошка под дождѐм». Особая атмосфера
взаимоотношений
В том числе практических занятий
Разыгрывание одного из эпизодов рассказа «И грянул гром»
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тема 10.2. «Прогресс – это
Содержание
форма человеческого
В том числе практических занятий
существования»: профессии в Научно-технический прогресс и человечество. Проблема человека и
мире НТП
общества, связанные с НТП. Ответственность ученого за свои научные
открытия. Дискуссия «Профессии в мире НТП: у всех ли профессий есть
будущее?»
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)
Всего
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 09
2
2
2
2
108
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, 0К 05, ОК 06,
ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет "Русского языка и литературы", оснащенный в соответствии с приложением
3 ОПОП-П.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные издания и/или электронные издания
1.
Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу среднего (полного)
общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и
СПО с учетом профиля профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16-е изд.,
стер. - Москва : Академия, 2020. - 655 с.: ил. - (Профессиональное образование.
Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-4468-5128-7
2.
Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для
среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова.
— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 207 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433733
3.Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для среднего
профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века : учебник для
среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова.
— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431053
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53402275-9.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2.
Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53409163-2.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
необходимых для освоения дисциплины
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
2. Информационная система
"Единое
окно доступа
к
образовательным
ресурсам"
(http://window.edu.ru/);
3. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/). 4. Консультант Плюс - справочная правовая
система (доступ по локальной сети).
5.
Министерство науки и
высшего
образования Российской
Федерации
(https://minobrnauki.gov.ru)
6.
Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
7.
Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
8.
Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
9.
Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина
"Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
10.
Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);
11.
Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
12.
Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
13.
Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
14.
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
контекстам
Раздел/Тема
P 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_c
P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9 P 3,
Темы 3.1, 3.2, 3.3,
3.4,3.5,3.6,3.7
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П/о_с
P 5, Темы 5.1,
P 6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_c P
7, Темы 7.1., 7.2.
P 8, Темы 8.1,
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_C 82
ОК 02 Использовать
Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_с
современные средства поиска,
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
анализа и интерпретации
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
информации, информационные Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3,
технологии для выполнения
3.4,3.5,3.6,3.7
задач профессиональной
P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
деятельности
П/о_с
P 5, Темы 5.1,
P6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_с P
7, Темы 7.1., 7.2.
P 8, Темы 8.1,
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_с
8.2
ОК 03 Планировать и
Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о с
реализовывать собственное
P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
профессиональное и личностное 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
развитие,
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3,
предпринимательскую
3.4,3.5,3.6,3.7
деятельность в
P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
профессиональной сфере,
П/о_с
использовать знания по
P 5, Темы 5.1,
финансовой грамотности в
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.ЗП/о_с P
различных жизненных
7, Темы 7.1., 7.2.
ситуациях
P 8, Темы 8.1, 8.2
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_с
Тип оценочных
мероприятия
Наблюдение за выполнением
мотивационных заданий;
наблюдение за выполнением
практической работы;
контрольная работа;
выполнение заданий на
дифференцированном зачете
Кейс-задание,
индивидуальные проекты,
литературная гостиная,
деловая (ролевая) игра,
рецензия, составление
связного текста на любую
тему, рисунки к
произведениям
Инсценировки пьес,
самостоятельное чтение
произведений, сочинения,
тестирование, практическая
работа, устный опрос,
аннотации, составление
кроссвордов и ребусов
ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
P 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_c
P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6,
2.7, 2.8, 2.9
P 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3,
3.4,3.5,3.6,3.7
P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П/о_c
P 5, Темы 5.1,
P 6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_c
ОК 05 Осуществлять устную и P 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_с
письменную коммуникацию на P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9 P 3,
государственном языке
Российской Федерации с учетом Темы 3.1, 3.2, 3.3,
3.4,3.5,3.6,3.7
особенностей социального и
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
культурного контекста
П/о с
P 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_с P
7, Темы 7.1., 7.2.
P 8, Темы 8.1, 8.2
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_с
ОК 06 Проявлять
Р 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_с
гражданскопатриотическую
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9 P 3,
позицию, демонстрировать
Темы 3.1, 3.2, 3.3,
осознанное поведение на
3.4,3.5,3.6,3.7
основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П/о_с
том числе с учетом
P 5, Темы 5.1,
гармонизации
межнациональных и
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.3/о_с P
межрелигиозных отношений,
7, Темы 7.1., 7.2.
применять стандарты
Р 8, Темы 8.1, 8.2
антикоррупционного поведения P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о_с
ОК 09 Пользоваться
P 1, Тема 1.1, 1.2, П/о_c
профессиональной
P 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
документацией на
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
государственном и
P 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3,
иностранном языках
3.4,3.5,3.6,3.7
P 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П/о_c
P 5, Темы 5.1,
Р 6, Темы 6.1,6.2,6.ЗП/о_с P
7, Темы 7.1., 7.2.
P 8, Темы 8.1,
P 9, Темы 9.1
P 10, Темы 10.1, П/о с
8.2
Литературно- музыкальные
композиции, групповые
проекты, анализ публичного
выступления, практические
работы, творческие встречи с
авторами общества
«Стрежень» г. Саяногорска,
экскурсии в городские
библиотеки
Изложения, анализ
стихотворений,
характеристика
прозаических произведений,
участие в КВНе,
практические работы
Фронтальный опрос, участие
в Республиканских и
Всероссийских
Литературных конкурсах,
рефераты, эссе, практические
работы
Тезисы, рецензии, проекты,
терминологический диктант,
практические
работы, составление связного
текста на
любую тему, просмотр и
рецензии на фильмы
по художественным
произведениям
ПК 2.1 Осуществлять
планирование работ по
эксплуатации электрического и
электромеханического
оборудования
ПК 2.3 Контролировать
соблюдение персоналом
требования охраны труда,
промышленной и пожарной
безопасности.
P 1, Тема 2
P 2, Темы 2, 4, 9
Р 3, Темы 1, 3, 4
Проверка резюме,
наблюдение за ходом
дискуссии о своей
специальности,
прослушивание сообщений о
стереотипах общества о
людях данной
специальности, наблюдение
за диалогом во время
деловых переговоров.