РП_Родная Литература ЭМ 2025П

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯПРОГРАММАУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ДУПКВ.01«Родная литература (русская)»
13.02.13 «Эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (в угольной
промышленности)»

РАБОЧАЯПРОГРАММАУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ДУПКВ.01«Родная литература(русская)»
13.02.13 «Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (в угольной промышленности)»

Черногорск2025г.

Общеобразовательная дисциплина «Родная литература (русская)» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности 13.02.13 «Эксплуатация и обслуживание электрического и
Электромеханического оборудования(в угольной промышленности)»
Организация-разработчик: ГБПОУРХ«Черногорский горно-строительный
техникум»
Разработчик:
Луферчик Ангелина Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
Общая
характеристика
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «Родная литература(русская)» .................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................................................... 16
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........................................ 21
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ......................... 22

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины«Родная литература(русская)»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Родная литература (русская)» входит в
общеобразовательныйциклосновнойобразовательнойпрограммывсоответствиисФГОС
СПО по специальности 13.02.13 «Эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (в угольной промышленности)»
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Родная литература
(русская)» направлено на достижение следующих целей:
•
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и
национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
•
осознание исторической преемственности поколений, формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение
русской культуры;
•
формирование познавательного интереса к родной литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта народов
Российской Федерации, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего
народа и приобщение к его культурному наследию; развитие представлений о специфике
родной литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия
художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической
обусловленности литературного процесса; образного мышления, художественного вкуса;
•
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей;
•
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий,
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
•
развитие у обучающихся критического мышления, интеллектуальных и
творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве;
•
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного
содержания,получаемойизСМИ,ресурсовИнтернета,специальнойинаучно-популярной
литературы.
Планируемые
образовательные
результаты
освоения
общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО
В рамках освоения программы дисциплины, обучающиеся достигают
дисциплинарных результатов базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования.
4

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОКи
ПК

5

Таблица1.ПланируемыерезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплинывсоответствиисФГОССПОинаосновеФГОССОО
Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование
формируемых
Общие1
Дисциплинарные (нумерация сохранена)2
компетенций
ОК02.Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- Сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур,
Способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире;
- Совершенствование
языковой
и
читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
-осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
Деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в)работасинформацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разныхтипов,самостоятельноосуществлятьпоиск,анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначенияинформацииицелевойаудитории,выбирая

1

- Сформировать устойчивую мотивацию к
Систематическому чтению на родном языке как
средству познания культуры своего народа и других
культур на основе много аспектного диалога,
уважительного отношения к ним как форме приобщения
к литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры
- владетьосновнымифактамижизненногоитворческого
пути национальных писателей и поэтов; знание и
понимание основных этапов развития национальной
литературы, ключевых проблем произведений родной
литературы, сопоставление их с текстами русской и
зарубежнойлитературы,затрагивающимиобщиетемы или
проблемы
выявлять
идейно-тематическое
содержание
произведений родной литературы разных жанров с
использованием различных приемов анализа и
понятийного аппарата теории литературы; владение
умениями
познавательной,
учебной
проектноисследовательской деятельности
- интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанныепроизведенияроднойлитературына

Указываютсяличностныеи метапредметныерезультатыизФГОССОО(впоследнейредакцииот12.08.2022)вотглагольнойформе,формируемыеобщеобразовательной дисциплиной
Дисциплинарные(предметные)результатыуказываютсявсоответствиисихполнымперечнемвоФГОССООот17.05.2012г.№413(впоследнейредакцииот12.08.2022)

2

оптимальнуюформупредставленияи визуализации;
- оцениватьдостоверность,легитимностьинформации,ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использоватьсредстваинформационныхи
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативныхиорганизационныхзадачссоблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,правовыхиэтическихнорм,норм
информационной безопасности;
- владетьнавыкамираспознаванияизащитыинформации,
информационной безопасности личности
ОК03.Планироватьи
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностноеразвитие

Вобластидуховно-нравственноговоспитания:
--сформированностьнравственногосознания,этического
поведения;
- способностьоцениватьситуациюиприниматьосознанные
решения,ориентируясьнаморально-нравственныенормыи
ценности;
- осознаниеличноговкладавпостроениеустойчивого
будущего;
- ответственноеотношениексвоимродителями(или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанногопринятияценностейсемейнойжизнив
соответствии с традициями народов России;
Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями: а)
самоорганизация:

историко-культурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий; использовать словари и справочную
литературу, опираясь на ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем
иметь
представление
об
изобразительновыразительных возможностях языка родной литературы
и самостоятельно проводить смысловой и эстетический
анализ художественных текстов

- иметь представление о роли и значении родной
литературы в жизни человека и общества; включение в
культурно-языковое поле родной литературы и
культуры, воспитание ценностного отношения к
родному языку и родной литературе как носителям
культуры своего народа
- осознавать тесную связь между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовнонравственным становлением личности; понимание
родной литературы как художественного отражения
традиционных духовно-нравственных российских и
национальных ценностей
- сформироватьустойчивуюмотивациюк
систематическомучтениюнародномязыкекаксредству
познания культуры своего народа и других культур на
основемногоаспектногодиалога, уважительного
7

- самостоятельноосуществлятьпознавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулироватьсобственныезадачивобразовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

отношениякнимкакформеприобщенияк
литературномунаследиюичерезнегоксокровищам
отечественной и мировой культуры

- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетомимеющихсяресурсов,собственныхвозможностейи
предпочтений;
- даватьоценкуновым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудициивразныхобластяхзнаний,постоянноповышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использоватьприемырефлексиидляоценкиситуации, выбора
верного решения;
- уметьоцениватьрискиисвоевременнопринимать
решения по их снижению;
в)эмоциональныйинтеллект,предполагающий
сформированность:
внутреннеймотивации,включающейстремлениек
достижениюцелииуспеху,оптимизм,инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональноесостояниедругих,учитыватьегопри
осуществлениикоммуникации,способностьксочувствиюи
сопереживанию;
- социальныхнавыков,включающих способность
8

выстраиватьотношениясдругимилюдьми,заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работатьвколлективе и
команде

выявлять
идейно-тематическое
содержание
произведений родной литературы разных жанров с
-овладениенавыкамиучебно-исследовательской,проектной и использованием различных приемов анализа и
понятийного аппарата теории литературы; владение
социальной деятельности;
умениями
познавательной,
учебной
проектноОвладение
универсальными
коммуникативными исследовательской деятельности
действиями:
-

готовность к саморазвитию,
исамоопределению;

самостоятельности

б)совместнаядеятельность:
-пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойи
индивидуальной работы;
-приниматьцелисовместнойдеятельности,организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
-координироватьивыполнятьработувусловияхреального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различныхситуациях,проявлятьтворчествоивоображение,
быть инициативным
Овладение
действиями:

универсальными

регулятивными

г)принятиесебяидругихлюдей:
9

- приниматьмотивыиаргументыдругихлюдейприанализе
результатов деятельности;
- признаватьсвоеправоиправодругих людейнаошибки;
- развиватьспособностьпониматьмирспозициидругого
человека
ОК 05.Осуществлять
устнуюиписьменную
коммуникацию на
государственномязыке
РоссийскойФедерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

Вобластиэстетического воспитания:
- эстетическоеотношениекмиру,включаяэстетикубыта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традицииитворчествосвоегоидругихнародов,ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденностьвзначимостидляличностииобщества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовностьксамовыражениювразныхвидахискусства,
стремление проявлять качества творческой личности;

- интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанные произведения родной литературы на
историко-культурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий; владение умением использовать словари и
справочную литературу, опираясь на ресурсы
традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем
- создаватьсамостоятельныеписьменныеработыразных
жанров (развернутые ответы на вопросы, рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения, сочинения,
эссе, доклады, рефераты и другие работы)

Овладениеуниверсальнымикоммуникативными
действиями:
а)общение:
-осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни;
-распознаватьневербальныесредстваобщения,понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
-развернутоилогичноизлагать своюточкузренияс
10

использованиемязыковыхсредств

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанноеповедение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,втомчисле
сучетом гармонизации
межнациональныхи
межрелигиозных
отношений,применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

гражданской - осознавать тесную связь между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовнонравственным становлением личности; понимание
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов роднойлитературыкакхудожественногоотражения
Российской Федерации, исторических и национально- традиционных духовно-нравственных российских и
культурных традиций, формирование системы значимых национальныхценностей
- осознание обучающимися
идентичности;

российской

ценностно-смысловых установок, антикоррупционного -пониматьроднуюлитературукакособыйспособ познания
мировоззрения, правосознания, экологической культуры,
жизни, культурной самоидентификации
способности ставить цели и строить жизненные планы;
Вчастигражданскоговоспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации посоциальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умениевзаимодействоватьссоциальнымиинститутамив
11

соответствиисихфункциямии назначением;
- готовностькгуманитарнойиволонтерскойдеятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

12

ОК09.Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

- наличиемотивациикобучениюиличностномуразвитию;
Вобластиценностинаучного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;

- интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанные произведения родной литературы на
историко-культурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий; использовать словари и справочную
литературу,опираясьнаресурсытрадиционных
библиотекиэлектронныхбиблиотечных систем

- совершенствование языковой и читательской культурыкак
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскуюдеятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
познавательными действиями:

учебными

б)базовыеисследовательскиедействия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование

научного

типа

мышления,

владение
13

научной терминологией,
методами;

ключевыми

понятиями

и

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду
ПК3…

Участвоватьвразработкепроектов локальных

ПК.2.4.Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленныхна
снижение
профессиональных
рисков.

нормативных актов с

ПК. 3.3. Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовойдеятельности
персонала.

Составлятьпланликвидацииаварий,действияв чрезвычайных

Владетьсовременнымичитательскимипрактиками,
культурой восприятия и пониманиятекстов

соблюдениемгосударственныхнормативных
требований охраны труда

и аварийных ситуациях;

эмоциональный
интеллект,
внутреннюю мотивацию

предполагающий

способыисредствапредупрежденияи
локализацииопасныхпроизводственных
факторов,обусловленныхдеятельностью
организации;

3

ПКуказываютсявсоответствиисФГОССПОреализуемойпрофессии/специальности

14

ПК1.4.Составлять
отчѐтную
документациюпо
техническому
обслуживанию и
ремонту
электрическогои
электромеханического
оборудования.

- сформированность мировоззрения, соответствующего Владетьнавыкамиинформационнойпереработки текстов
современному уровню развития науки и общественной
практики

ПК3.1.Участвоватьв
планированииработы
персонала
производственного
подразделения.

Должензнатьпринципыделовогообщениявколлективе.

эмоциональныйинтеллект,предполагающий внутреннюю
мотивацию

ПК3.4.Анализировать
результаты
деятельности
коллектива
исполнителей.

уметьработатьвкоманде;приниматьрешения.

владеть умением редактировать и совершенствовать
собственные письменные высказывания с учетом норм
русского литературного языка.

15

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

44

в т.ч.
Основное(инвариантное)содержание(Обязательные модули
«Традиции русской классики в творчестве писателей второй половины
XX в.», «Литература о Великой Отечественной войне»)
вт. ч.:
Теоретическое обучение

30

30

Практические занятия
Профессиональноориентированное содержание(прикладной
модуль) (вариативное) (Модули «Специфика литературы как вида
искусства и современный литературный процесс»/«Литература эпохи
оттепели» / «Деревенская и городская проза в литературном процессе
1960–90-х гг.» / «Постмодернизм и новая искренность в современной
литературе»)

12

вт. ч.:
Теоретическое обучение

12

Практические занятия
Промежуточная аттестация (комплексныйдифференцированныйзачет
спредметомЛитература.ОУД.02иДУПКВ.01)

2

14

Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Модуль 1
(обязательный)
Тема1.1.

Тема1.2.

Тема1.3.

Тема1.4.

Модуль 2
(обязательный)

Содержаниеучебногоматериала(основноеипрофессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
Основное содержание
Традиции русской классики в творчестве писателей второй половины XXв.
ТрадициядревнерусскойлитературыилитературыXVIIIв.всовременном литературном
процессе
Теоретическоеобучение
Серьезноеиироническоепереосмыслениетрадицийдревнерусскойлитературыи
литературы XVIII в. в современном литературном процессе. Рецепция образов и мотивов
древнерусскойлитературывпрозеЕ.Водолазкина.ВлияниетворчестваГ.Р.Державинана
поэзию постмодернизма (Т. Кибиров) и новой искренности (М. Амелин)
ПушкинскаятрадицияврусскойлитературевторойполовиныXXв.
Практическоезанятие
ОбразПушкинаипушкинскийинтертекствлитературеконцаXX–началаXXIвв.
Пушкинские аллюзии в песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого. Пародийное и пародическое в
диалогеписателей-постмодернистовсА.С.Пушкиным.«ПрогулкисПушкиным»А.Терца, поэзия
Вс. Некрасова, Т. Кибирова
ВлияниеН.В.Гоголянарусскуюлитературупоследнихдесятилетий
Практическоезанятие
Влияние творчества Н.В. Гоголя на драматургию А. Вампилова («Провинциальные
анекдоты»).ГоголевскиеистокисатирическойлитературыконцаXX–XXIвв.(Вен. Ерофеев, В.
Пелевин, В. Сорокин)
РецепциячеховскойтрадициивпрозевторойполовиныXXв.
Практическоезанятие
ИзображениеинтеллигенциивпроизведенияхЮ.Трифонова.Рольхудожественнойдеталив
малой прозе второй половины XX в. Чеховская традиция в прозе С. Довлатова (жанр,
образныйстрой,способысозданиякомического)
ЛитератураоВеликойОтечественнойвойне

Объем
часов
3

Формируемы
е
компетенции
4

14
4

ОК02
ОК03
ОК06
ОК09

4

ОК02
ОК03
ОК06
ОК09

4

ОК02
ОК03
ОК06
ОК09

2

ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК09

4
17

КлассификацияипериодизациялитературыоВеликойотечественнойвойне
Теоретическоеобучение
Трипоколениясоветскойлитературыовойне.Жанровоемногообразиевоеннойлирики.
Классификация военной прозы по идейно-тематическому принципу.
Основныетемыимотивывоеннойлирики.Песеннаяпоэзияовойне.Поэтизированныйобраз
человека в условиях войны
Рольлитературыnon-fictionвизображенииВеликойОтечественнойвойны.Образвойныв
советской художественно-документальной прозе и его внелитературные источники.
«Брестскаякрепость»С.Смирнова,«Блокаднаякнига»Д.ГранинаиА.Адамовича,«Увойны не
женское лицо» С. Алексиевич.
Влияниегероическогоэпосанавоеннуюпрозу.Традицииромана-эпопеи«Войнаимир»в
произведениях К. Симонова, В. Гроссмана
Лейтенантскаяпроза
Практическоезанятие
Образлейтенантавсоветскойвоеннойповести.Биографияписателей-фронтовиковиее
переосмысление в художественном повествовании. Язык лейтенантской прозы
Окопная правда произведений В. Некрасова и В. Богомолова. Роль детали в военной прозе.
Трансформацияпроблематикиипоэтикилитературногопроизведениявегокиновоплощении
(художественный фильмы А. Иванова «Солдаты» и А. Тарковского «Иваново детство»)
Содержаниевариативныхприкладныхмодулей (профессионально
ориентированное) *
Спецификалитературыкаквидаискусстваисовременныйлитературныйпроцесс

2

ОК02
ОК03
ОК06
ОК09

2

ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК09

Основныепринципыклассическойэстетики
Теоретическоеобучение
Признакиэстетическизначимогообъекта.Целостностьизавершенностьлитературного
произведения. Уникальность произведения искусства. Специфика эстетических эмоций

2

Тема3.2

Художественныйобразвлитературеидругихвидахискусства
Практическоезанятие
Категорияобразавискусствеизаегопределами.Литературоведческиеконцепции
художественного образа (Аристотель, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня)

2

Тема3.3

Рецепциясовременнойлитературывдругихвидахискусства
Практическоезанятие

2

Тема2.1.

Тема2.2.

Модуль 3
(вариативный)
Тема3.1

6
ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 3.3
ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 3.4
ОК02
ОК03
18

Модуль 4
(вариативный)
Тема4.1

Тема4.2

Тема4.3

Модуль 5
(вариативный)
Тема5.1

Трансформацияхудожественногообразаприпереводелитературынаязыкдругихвидов
искусства(экранизациилитературныхпроизведенийвторойполовиныXXв.,песнинастихи
советских поэтов)
Литератураэпохиоттепели

ОК06
ОК09
ПК 2.4
6

Литературнаяситуация1950-х–60-хгг.
Теоретическоеобучение
ВлияниеразвенчаниякульталичностиСталинаналитературуиискусство1950-х–1960-х гг.
Расширение тематического и художественного диапазона литературы оттепели.
ЛитературныенаправленияитечениясерединыXXв.
«Поэтическийбум»эпохиоттепели
Практическоезанятие
Поэзияшестидесятников.«Громкая»и«тихая»лирика.Авторскаяпесня.Зарождениерокпоэзии. Гражданские темы и лиризм «оттепельной» поэзии

2

Ироническая проза
Практическоезанятие
ПереосмыслениетрадицийА.П.ЧеховавпрозеВ.АксеноваиФ.Искандера.Генезиси типология
героя иронической прозы. Способы создания комического

2

Деревенскаяигородскаяпрозавлитературномпроцессе1960–90-х гг.

2

ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 3.3
ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 1.4
ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 3.1

6

Истокидеревенскойпрозы
Теоретическоеобучение,Практическоезанятие
ТворчествоЕ.ДорошаиВ.Овечкинакакпредтечейдеревенскойпрозы.Влияниена деревенскую
прозу рассказа А. Солженицына «Матренин двор»

2

Тема5.2

Образрусскойдеревнивлитературномтворчествепредставителейразныхрегионов России
Практическоезанятие
Региональнаяспецификадеревенскойпрозы.Образрусскойдеревнивтворчествесибирских
писателей (В. Распутин, В. Астафьев)

2

Тема5.3

Городскаяпрозаи«жестокая» проза
Практическоезанятие
ОбразгородавтворчествесоветскихписателейвторойполовиныXXв.Ю.Трифоновкак

2

ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 3.3
ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 3.3
ОК02
ОК03
ОК04
19

основоположникгородскойпрозы.Влияниегородскойпрозына«другую»(«жестокую»)прозу (Т.
Толстая, Л. Петрушевская, Н. Садур и др.)
Модуль 6
(вариативный)
Тема6.1

Тема6.2

Тема6.3

Постмодернизминоваяискренностьвсовременнойлитературе
Истокипостмодернизмавотечественнойлитературе
Теоретическоеобучение
Первыепостмодернистскиехудожественныеопытывусловияхнеофициальной советской
литературы.Формыпародиивтворчествеписателей-постмодернистов.Вен.Ерофеев,А.
Битов как основоположники постмодернизма в русской литературе
Постмодернистскиепоэтическиетечения
Практическоезанятие
История и поэтика московского концептуализма. Метафора и метабола в поэзии
метариалистов.Переосмыслениеклассическихтрадицийвтворчествекуртуазных
маньеристов
Новыйреализмипостреализмвсовременнойлитературе
Практическоезанятие
Неоклассическаяпрозавдиалогеспостмодернизмом.Соотношениепонятий«неореализм»и
«постреализм».ОсмыслениеобщечеловеческихпроблемвпрозеВ.Маканина,З.Прилепина, Р.
Сенчина

Промежуточнаяаттестациявформекомплексногодифференцированногозачета

ОК05
ОК06
ОК- 09
ПК 3.4
6
2

2

2

ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 3.3
ОК02
ОК03
ОК06
ОК09
ПК 2.4
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК09
ПК 1.4

2

20

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы дисциплины должен быть предусмотрен
Кабинет «русского языка и литературы», оснащенный оборудованием:
наименованиекабинетаизуказанныхвп.6.1ПООП

партами и стульями, техническими средствами обучения: компьютер, интерактивная
доска, мультимедиа-проектор, звуковая система.
Информационное обеспечение реализации программы
1. Леонов И.С., Корепанова В. А. Поэтика православной прозы XXI века. – МоскваЯрославль: Ремдер, 2021.
2. Поэзия. Учебник / Под ред. М.А. Амелина. – М.: ОГИ, 2021.
3. Кусаинова А.М. Современная русская литература: учебное пособие. – Костанай:
Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 2020.
4. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info (дата
обращения 25.05.2022). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
5. Библиотека Максима Машкова – URL: http://lib.ru/(дата обращения 25.05.2022). Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – URL: http://schoolcollection.edu.ru/ (дата обращения: 25.05.2022). – Текст: электронный.
7. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» –
URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 25.05.2022). – Текст: электронный.
8. КиберЛенинка – URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 25.05.2022). – Текст:
электронный.
9. Литературная энциклопедия. – URL: https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia (дата
обращения: 25.05.2022). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

21

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контрольиоценкарезультатовосвоениядисциплиныраскрываютсячерездисциплинарные
результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Раздел/Тема
Общая/професс
Тип оценочных
иональная
мероприятий
компетенции
Модуль 1.Традиции русской
классики в творчестве писателей
Второй половины XXв.
ОК02
1.1. Традиция древнерусской
Вопросы по теме лекции
ОК03
литературы и литературы XVIIIв.в
ОК 06
Современном литературном процессе
ОК09
ОК 02
1.2.Пушкинскаятрадицияврусской
ОК 03
литературе второй половины XX в.
ОК 06
ОК 09
ОК 02
1.3.ВлияниеН.В.Гоголянарусскую
Контрольная беседа-анализ
ОК 03
литературу последних десятилетий
художественного текста
ОК 06
ОК 09
ОК 02
1.4.Рецепциячеховскойтрадициив
Тест
ОК 03
прозе второй половины XX в.
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Модуль2.ЛитератураоВеликой
Отечественной войне
ОК 02
2.1 Классификация и периодизация
Тест
ОК 03
литературы о Великой отечественной
ОК 06
войне
ОК 09
ОК 02
2.2.Лейтенантская проза
Доклад
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
Модуль3.Спецификалитературы как
вида искусства и современный
Литературный процесс
ОК 02
3.1.Основныепринципы
Тест
ОК 03
классической эстетики
ОК 06
ОК 09
ОК 02
3.2. Художественный образ в
ОК 03
литературе и других видах искусства
ОК 06
ОК 09
22

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК09
ПК…4
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
Направленных
на снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
Направленных
на снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03

3.3.Рецепция современной
Литературы в других видах искусства
Модуль4.Литератураэпохи
оттепели
4.1.Литературнаяситуация1950-х–
60-х гг.

4.2.«Поэтический бум» эпохи
оттепели

Доклад-презентация

Вопросы по темелекции

Контрольная беседа-анализ
художественного текста

4.3.Ироническаяпроза

4

ОтражаетсяединицаПК,формируемаяприкладныммодулем(профессионально-ориентированным содержанием) в
соответствии с ФГОС реализуемой специальности/профессииСПО

23

ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
Направленных
на снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
Направленных
на снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Модуль 5. Деревенская и городская
прозавлитературномпроцессе1960–
90-хгг.
5.1.Истокидеревенской прозы

5.2.Образрусскойдеревнив
литературном творчестве
Представителей разных регионов
России

Тест

Контрольная беседа-анализ
художественного текста

5.3.Городскаяпрозаи«жестокая»
проза

24

ОК 06
ОК 09
ПК…

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
Направленных
на снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
Направленных
на снижение
профессиональн
ых рисков.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Модуль6.Постмодернизминовая
искренность в современной
литературе
6.1.Истокипостмодернизмав
отечественной литературе

Тест

6.2.Постмодернистскиепоэтические
течения

Выразительное чтение

6.3.Новый реализм и постреализм в
современной литературе

Тест

25

ОК 06
ОК 09
ПК…
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
Направленных
на снижение
профессиональн
ых рисков.
.
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК09
ПК. 2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
Направленных
на снижение
профессиональн
ых рисков.
.
ПК. 3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала

Выполнение заданий
дифференцированного
зачета

Тема2-5

Работа с текстом

Темы5-9

Работа с текстом

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».